(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Jörg Müller
Йорг Мюллер

Йорг Мюллер родился в 1942 году в Лозанне. Окончил школу прикладного искусства в Цюрихе и Биле, затем несколько лет работал графическим дизайнером в Париже. Его первая книга — "Alle Jahre wieder saust der Presslufthammer nieder. Die Veränderung der Landschaft" ("Изменяющийся пейзаж", 1973) представляла собой портфолио рисунков, изображающих постепенную урбанизацию идиллической сельской местности. Работа имела огромный международный успех, что вдохновило Мюллера создать продолжение — теперь уже о разрушении городского пейзажа неограниченной и бездумной урбанизацией.

Первый опыт сотрудничества Мюллера с писателем Йоргом Штайнером в 1976 году привел к созданию книги по мотивам кинопроекта, который Мюллер подготовил для немецкого телевидения "Der Bär, der ein Bär bleiben wollte" ("Медведь, который хотел остаться медведем"). Так началось партнерство, которое продолжалось много лет и привело к созданию нескольких книг. Некоторые из них стали классикой, например, "Die Kanincheninsel" (1977) — книга о риске, на который идут ради свободы несмотря на страх перед неизвестностью. Два кролика убегают с фабрики, где у них была безопасная, но скучная жизнь. Свобода прекрасна, но опасна, и один кролик возвращается на фабрику. Мюллер — прекрасный пейзажист. Он соединяет мечту и реалистическую в замечательную композицию, реалистическую, и одновременно проникнутую поэзией.

Jorg Steiner. Die Kanincheninsel(Rabbit Island). Aarau: Saerlander, 1977

После нескольких совместных книг Мюллер и Штайнер обратились к классической сказке. Для книжки "Восстание животных, или Новые городские музыканты" ("The Animals' Rebellion or the New City Musicians", 1989) Мюллер разработал особый кинематографический стиль с удивительными перспективами, привлекающий внимание к деталям, с использованием черного и флюоресцентного цветов. Четверо животных, чьи изображения являются хорошо известными торговыми марками, задумали убежать от коммерческой эксплуатации, но попадают в дурную компанию. Только один из них — медведь панда — пытается найти свободу в мире, где дуют ветры, и царит одиночество. История развивается сериями, как телевизионная программа, и каждая страница обрамлена как телевизионный экран. Невольно задаешься вопросом: читаем ли мы книгу или смотрим телевизор?

Взявшись за пересказ хорошо известной сказки Андерсена "Стойкий оловянный солдатик" Мюллер отходит от классического текста. Художник перенес историю в современный мир с его экологическими проблемами и противостоянием севера и юга. Он создает большие экспрессионистические тщательно проработанные развороты полные деталей и цитат из других книг Мюллер. В книжке "In Das Buch im Buch im Buch" Мюллер играет со структурой книги и погружает своего маленького главного героя все глубже и глубже в книгу. Все может произойти в этой "зеркальной" реальности.

Das Buch im Buch im Buch (The book in the book in the book). Aarau: Sauerlander, 2001
Das Buch im Buch im Buch (The book in the book in the book). Aarau: Sauerlander, 2001

Мюллер предпочитает книги большого формата, где его искусство раскрывается как в портфолио, и вширь, и вдаль. Развороты предлагают ему простор, дают возможность разбить страницу, разделив пространство на несколько сегментов. Спектор цветовой гаммы художника широк, но у каждой книги своя тональность. Независимо от формата, книги Мюллера затрагивают проблемы, касающиеся всех: не умение предвидеть последствия своих поступков, утрата критериев подлинности, противоречивость понимания свободы, отсутствие представления о ценности жизни и ее смысле.

© Ольга Мяэотс

  en ru