(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Maxfield Parrish
Максфилд Пэрриш

1870 — 1966

В одной из старинных детских книг в нашей коллекции нам попалась вот такая иллюстрация



Интересно, год издания книги – 1902, а иллюстрация кажется намного "моложе", и выглядит вполне современной.
А вот и сама книга -





Автор книги – Кеннет Грэхем, известен нам и как авторзнаменитого «Ветра в ивах». Он написал еще несколько книг – для детей и о детях – сборники новелл и сказок, проникнутых ностальгией о золотой поре детства. (Одна из книг так и называется «Золотой век»).



Иллюстратором же этого издания является американский художник Максфилд Пэрриш,  Maxfield Parrish. Информацию о нем и его работы легко найти на разных сайтах, так что мы не будем пересказывать известное. Скажем только, что художник этот имеет многочисленных поклонников, но,  их восторженные ахи и охи не могут однако заглушить голоса скептиков, считающих Пэрриша – «ярким представителем» (если не родоначальником) американского кича.  Что ж, пусть каждый судит по-своему.

 У нас в библиотеке, к счастью есть несколько книг с иллюстрациями этого художника. Максфилда Пэрриша отличает оригинальная запоминающаяся манера письма, удачно соединяющую  яркую живость красок, причудливость сказочной фантастики и почти фотографическую достоверность. Работы Пэрриша смотрятся богато и красиво – лучшая формула массового успеха. Источником вдохновения (и образцами для подражания) служили  художнику английские пре-рафаелиты и знаменитый чех Альфонс Муха. 

В тоже время Пэрриш рано увлекся фотографией (которая тогда еще только-только делала первые шаги) и пробовал использовать «новые технологии» в своем творчестве. И тоже с успехом! Фотографии часто заменяли ему эскизы: он делал снимок, а потом проецировал его на полотно, и на этой основе создавал свои композиции. Работать с живыми моделями ему было некогда – слишком много было заказов. Зато он охотно и часто фотографировал для своих картин не только натурщиц, но и членов своей семьи  и  себя самого. Интересно, что даже свой любимый сад вокруг собственного дома он рисовал, не выходя из мастерской: делал серию снимков, а потом на их основе писал «пейзажи». Получалось «почти как в жизни». 


Да, Пэрриш прославился как художник почти гламурной красоты. На этом фоне наша книга с черно-белыми иллюстрациями отнюдь не бедная золушка, а  драгоценное исключение. Она редко воспроизводится, но знатоки именно ее называют подлинным шедевром. И есть за что!



Здесь Пэрриш также явно экспериментирует с фотографией, но, в отличие от живописных своих работ, он не просто работает по фотоэскизу, накладывая один красочный слой за другим, а пытается создать что-то похожее на фотоколлаж. Обнажить фотографию, дать ей проявить,  свои собственные свойства.

В той же технике выполнена и вторая книга Кеннета Грехэма – тот самый «Золотой век», но у нас в коллекции ее, увы, нет.  Для тех, кому все же больше нравятся цветные иллюстрации Пэрриша, возможно будет приятно узнать, что он все же попробовал повторить свои иллюстрации в цвете – сохранилось четыре работы. Они не вошли в книгу, но продаются до сих пор как открытки.
Книга «Дни грез» Dream Days - одна из ранних работ художника, прожившего почти 100 лет. И вот что удивительно, если в работах, принесших художнику славу, он часто, вслед за пре-рафаелитами, обращался к прошлому – к сказочному средневековью. То в этой книге ему удалось, по крайней мере, стилистически – за счет выразительной лаконичной графической манеры – обогнать время. И сегодня эти рисунки кажутся нам не далеким прошлым, а скорее – стилизацией под него. (Например, как музыкальные  композиции “Palast Orchestra”).





Взглядом в «золотое детство» из нашего времени.

И какой изысканной выразительностью отличаются эти работы!





Да и сама книга достойный образец книжного искусства – от форзаца



 – до последней иллюстрации.



Бумага, печать, ясный четкий дизайн, иллюстрации на вклейках, заботливо переложенные папиросной бумагой с указанием главы и  цитатой из текста.






В нашей коллекции есть эта же книга с иллюстрациями другого знаменитого художника – англичанина Эрнста Шепарда, создателя классических образов Винни-Пуха и Мэри Поппинс.




Интересно сравнить, как два художника трактуют одни и те же сюжеты.

Вот новелла "Сага морей"
Так ее увидел Пэрриш




а так Шепард




А это - "Сказка о неполсушном драконе" - тоже в двух вариантах.






 

И вот еще что. Многие книги нашей коллекции имеют свою собственную историю, запечатленную  в заметках владельцев, дарственных надписях, экслибрисах, библиотечных пометках. Вот и эта книга попала нам особым путем, о чем свидетельствует вот эта наклейка.



Подобные дарственные наклейки часто встречаются на книгах, хранящихся в нашей библиотеки. После Второй мировой войны американцы собрали книги – и взрослые и детские – и послали их в Россию. И хотя война уже закончилась. Этот дар тоже можно назвать  «вторым фронтом», ведь книги, посланные от сердца к сердцу, призваны были помочь залечить раны войны. Но и эта страница нашей истории пока еще малоизученна. А жаль. В продолжение знакомства с американским художником Максфилдом Пэрришем публикуем его иллюстрации - на этот раз цветные, именно они принесли художнику огромную популярность - к сбонику сказок "Арабские ночи".






Пряная томность Востока, конечно, манила художника своей таинственной обжигающей красотой.



Удивительная напряженность и загадочная притягательность каждого сюжета завораживают, несомтря на то, что за долгие годы краски поблекли и изменились, да и печать изначально была не лучшего качества.



Присмотритесь: не кажется ли вам, что они похожыи на афиши голливудских фильмов? Будто вот-вот изображение оживет, и персонажи задвигаются, словно на экране.



Но - нет. Это книжка.

© Ольга Мяэотс

  en ru