(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Fern Bisel Peat
Фёрн Бизел Пит

Фёрн Бизел родилась в 1883 году в штате Пенсильвания, но почти всю жизнь прожила в Огайо. Училась она в Уэслианском университете Огайо, где получила степень по истории искусств. В 1917 году она вышла замуж за Фрэнка Пита, который стал ее ближайшим соратником и помощником на всю жизнь.

Вместе с мужем Фёрн Бизел Пит владела дизайнерской студией: они занимались декорированием детских комнат, больниц, приютов, создавали рисунок тканей и обоев. Обои с героями «Матушки Гусыни», которые придумала Фёрн Бизел Пит, пользовались огромной популярностью.

Карьера книжного иллюстратора Бизел Пит началась случайно: как-то раз за росписью стен ее заметила редактор издательства Saalfield. Первой книжной работой Бизел Пит стали иллюстрации к стихам Матушки Гусыни: книгу она собрала из карточек для начального чтения, которые делала для сына-первоклассника.

В 1933 году семья Питов переехала на ферму, где они и прожили долгие годы: именно там Ферн создала большую часть своих работ. Дом их был необычным: ставни раскрашены в яркие цвета, то тут, то там попадались нарисованные Фёрн персонажи. В доме работали и иногда даже жили и другие художники: ферма стала своего рода художественной общиной.

Более чем 20 лет, с 1933 до 1955 года, Фёрн Бизел Пит работала арт-директором и главным художником журнала Children's Playmate. Она не только отвечала за внутреннее наполнение журнала, но и создавала большую часть его обложек. Ее муж, Фрэнк Пит, отвечал за верстку.

Название журнала можно перевести как «товарищ детей по играм». И действительно, журнал был создан как товарищ и помощник: авторы предлагали детям не только почитать или посмотреть но картинки, но и смастерить, порисовать, поиграть, а иногда и приготовить что-то. Журнал просуществовал еще много лет после того, как Питы перестали там работать: в 2008 году он слился с другим изданием для детей, Jack and Jill.

В годы Великой депрессии и Второй мировой войны работа Фёрн поддерживала семью: она продавала рисунки издателям, рекламным фирмам, производителям игрушек. Сейчас коллекционеры находят ее иллюстрации на праздничных украшениях, посуде, игрушках, открытках и даже мебели для детских. Особое место в мире коллекционирования занимают ее куклы из бумаги: их она делала почти для каждого номера Chidlren’s Playmate.

В фонде Библиотеки иностранной литературы всего пять книг с иллюстрациями Фёрн Бизел Пит: это и «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса, в которой всего несколько черно-белых рисунков, и сборник стихов Юджина Филда, где иллюстрациям отведено куда больше места, чем тексту.

Dickens C. A Christmas Carol. Akron: Saalfield. 249 c.

В книгах для более взрослых детей черно-белые рисунки и гравюры Фёрн Бизел Пит отражают стилистические приемы ар-деко, расцвет которого как раз пришелся на период ее активного творчества.

Hawthorne N. A Wonderbook for Boys and Girls. Akron: Saalfield. 234 c.

В изданиях для детей помладше тоже ощущается это влияние, но все-таки рисунки адаптированы для юного зрителя. Мы видим четкие линии и яркие цвета, фигуры персонажей более округлые, почти кукольные. Находит в этих рисунках отражение и дизайнерская сторона работы Бизел Пит. Кажется, что иллюстрации созданы в коллажной технике наложением кусочков ткани или обоев с дизайном самой художницы, причем этот эффект сохраняется и в черно-белых рисунках.

Andersen H.C. The Ugly Duckling. Akron: Saalfield, 1932. 20 c.

В некоторых ее книгах можно предположить влияние популярной «Тряпичной Энн» Джонни Груэлла: таковы персонажи «Маленького черного Самбо», больше всего похожие на лоскутных кукол, героини нескольких книг о тряпичных куклах (например, «Тряпичная кукла Джейн», «Тряпичная кукла Сьюзи»).

Самые популярные книги Фёрн Бизел Пит (например, стихи Матушки гусыни) переиздавались по многу раз, и почти каждое новое издание выходило под новой обложкой. Всего она проиллюстрировала около 60 книг.

Последние десятилетия жизни Фёрн Бизел Пит были тяжелыми: во время Второй мировой войны погиб ее сын. Это пошатнуло ее здоровье, постепенно она теряла ясность ума и умерла в 1971 году от болезни Альцгеймера. К сожалению, в книжной среде ее наследие почти забыто. Тем временем, Фёрн Бизел Пит была ярким примером коммерчески успешной и вполне самобытной художницы в то время, когда многие женщины не могли еще даже мечтать самостоятельно содержать семью.

Другие книги Фёрн Бизел Пит в коллекции Библиотеки иностранной литературы:

Field E. The Sugar-Plum Tree and Other Verses. New York: Saalfield, 1930. 32 c.
Stories Chidlren Like. Akron: Saalfield, 1933. 32 c.

© Елизавета Прудовская, 2017 г.

  en ru