(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Cristian Voltz
Кристиан Вольц

«Меня всегда привлекали предметы, на которых время оставило свой след: ржавое железо, шлифованная древесина, медь, покрытая патиной... Такие вещи уже ни на что не пригодны. Они бесполезны и идут на выброс. Но им все-таки есть что нам рассказать!»

Иллюстрации Кристиана Вольца легко узнать. Для их создания необходимы: металлическая проволока, обрывки бечевки, гайки, гвозди, щебень, галька, дырявые носки, ключи, перья и прочий «хлам».

Вольц в первую очередь берет оригинальностью и юмором. Особая авторская манера художника подарила ему широкую известность. Его профессиональный опыт насчитывает около сорока разнообразных проектов.

Помимо книжной иллюстрации Вольц серьезно увлекается скульптурой, занимается керамикой, придумывает афиши и рекламу для различных культурных мероприятий, сотрудничает с несколькими молодежными журналами, снимает короткометражные мультфильмы для немецкого телеканала. Удивительно, как ему удается совмещать все эти разнообразные виды деятельности!

К осознанию того, чем же ему на самом деле хочется заниматься, он пришел не сразу. Кристиан Вольц родился 28 декабря 1967 г. в Страсбурге, где проживает и сейчас, и здесь же расположена его студия.

После окончания школы Вольц поступил в университет, чтобы изучать психологию. Но в определенный момент решил кардинально изменить направление. Изучение психологии, по его словам, стало «захватывающим, но совершенно изнуряющим опытом».

Но возможно, именно этот период, когда будущий художник постоянно занимался чужими проблемами и помогал в поисках их решения другим, придал мощный импульс его дальнейшему творчеству. «Мне приходилось работать с людьми, лишившимися практически всего». Сколько сложных, глубоких тем затронул Вольц в своих книгах.

Так или иначе, он оставил поприще психолога и поступил в Страсбургскую школу декоративно-прикладных искусств. Там он оказался перед еще одним сложным выбором. «На самом деле, я хотел заниматься скульптурой. Но для меня очень важно иметь возможность делиться своими историями». Поэтому в 1991 году Вольц записался в мастерскую иллюстрации Клода Лапуанта. Именно здесь он смог восполнить существенные пробелы в классическом рисунке.

Вольц попробовал себя и в качестве гравера, даже подвизался в помощниках одного страсбургского мастера. Однако при создании собственных иллюстраций он гравюрой заниматься не стал, решив, что эта техника слишком трудоемкая и затратная по времени.

В 1996 г. Кристиан Вольц окончил школу искусств. А уже в следующем, 1997 г., опубликовал первую книгу для детей «Toujours rien?» («По-прежнему ничего?»), в которой обратился к своему ставшему впоследствии излюбленным способу «воскрешения» старых ненужных вещей.

У иллюстратора всегда при себе блокнот, куда он в любой момент может записать новые идеи. Прежде всего, он обращает внимание на свои чувства, на то, что его трогает, заставляет задуматься или возмутиться. Но самое главное – то, о чем он хочет рассказать, должно быть интересно и важно детям. К примеру, как поговорить с ними о взаимоотношениях взрослых, родителей?

«Мы мужчины! – утверждают герои одноименной истории («Nous les hommes!») – А не какие-то жалкие тряпки!». А как должны вести себя настоящие мужчины? Собираться и вместе смотреть футбольные матчи. И обязательно – иметь при себе пару банок пива, чтобы отпраздновать победу любимой команды или залить горечь поражения. Настоящие мужчины никогда не гладят рубашки и брюки, не убирают, не готовят и не моют посуду. Все эти мелкие задачи – удел женщин. Но подождите... Куда это жены наряжаются, красятся? Кажется, теперь их очередь устроить себе девичник! И отцам приходится вспомнить о семейном долге. Роли перераспределяются.

«Я знакомлю читателя с простыми, естественными, иногда потрепанными жизнью персонажами, которые пытаются наладить связь с людьми вокруг. Они ищут любви и понимания, пытаются найти себя. Например, смириться с тем, как сложно устроен мир, с тем, что за жизнью следует смерть».

Даже если персонаж – злюка, у Вольца он получается таким смешным и глупым, что его наивностью проникаешься. Ведь он наверняка злится неспроста, и поладить с ним не так уж трудно, если разобраться в причине такого недружелюбного поведения.

«Sacré sandwich!» («Святой сэндвич!») – так называется другая книга. И именно за ним отправляется главный герой. Хотя все газеты предупреждают об опасном волке, появившемся в окрестностях, и советуют не выходить на улицу. Но желание вкусно пообедать сильнее. А после того, как вожделенный сэндвич уже в руках, надо найти укромное местечко где-нибудь под деревом и, наконец, подкрепиться. История про бесстрашного героя научит делиться. И с маленькой невинной птичкой, и с ужасным волком. В конце концов, все бывают злыми и недовольными, когда ужасно голодны.

«Мне кажется, что отстраненность, утрата понимания «священности» природы делает западноевропейского человека глубоко несчастным».

О том, что каждый является частью хрупкой экологической цепочки и несет ответственность за сохранение ее баланса Вольц напоминает читателям в книге «C'est pas ma faute!» («Это не моя вина!»).

Эта история насколько сильно полюбилась детям, что учениками начальной школы Бишхайма (Германия) специально для выставки художника в Медиатеке Андре-Мальро (Страсбург, июнь 2012 г.) сняли четырехминутный мультфильм. Сюжет – замкнутый круг. Сразу возникает ассоциация со стихотворением «Дом, который построил Джек». Жена фермера собиралась подоить корову и в хлеву случайно раздавила паучка (какая дурная примета!). Но она не виновата: это корова лягнула ее. А все потому, что корову толкнул осел. Осла тоже не в чем винить: в него врезалась свинья, которую укусила собака. Собака не хотела кусаться, это все кошка — она расцарапала ей спину. А кошку клюнул цыпленок. А цыпленка ужалил комар, он – крайний. В результате, «эффект москита» привел к смерти паука... который вообще-то должен был съесть того самого комара. Так чья же все-таки вина? Кристиан Вольц всячески поддерживал ребят, авторов этого мультфильма, в осуществлении их замысла.

Вообще, Вольц с радостью делится секретами своей работы. Ее этапы он описал в творческом альбоме «Dans l'atelier de Christian Voltz: jouer, dessiner, inventer avec des objets» («Мастерская Кристиана Вольца: вещи для игры, рисования и изобретений»). В нем он призывает детей развивать «иной» взгляд на обычные вещи. «Твое воображение – грандиозный катализатор!» - пишет он. Эта книга – нечто гораздо большее, чем тетрадь с заданиями и поделками – художник приглашает к себе в гости и открывает ребенку вселенную, где можно вволю поэкспериментировать с обычными предметами, вдохнуть в них жизнь, генерируя небывалые образы.

После того как история придумана, а действующие лица получили свое воплощение на бумаге в карандаше, начинается самое интересное. Рисунок всегда служит моделью, на которую, в буквальном смысле, опирается художник. Точно следуя контурам, он исполняет каждую сцену в объеме. Проволока – овал лица, гайки вместо глаз...

У любого из действующих лиц намеренно изменены пропорции фигуры. Голова увеличена, чтобы в первую очередь показать эмоции, акцентировать на них внимание.

Работа иллюстратора базируется на вторичном использовании, спасении вещей. Из, казалось бы, никчемного мусора перед зрителем рождаются милые герои книг Вольца, единственные в своем роде. XXI век – это время перепроизводства в невероятных масштабах. Зачастую продукты отвечают сиюминутным потребностям, а в конечном итоге отправляются на свалку.

Кому принадлежала эта вещь? Кто и когда ее купил? Кристиан Вольц наводит читателей на размышления о красивом и безобразном, об обретенном и потерянном, пользе и бессмысленности.

Вот еще один существенный момент творчества Вольца: он никогда не фиксирует результат работы окончательно, не сохраняет оригиналы созданных иллюстраций. На память – только фотографии (исключение – скульптуры для выставок). Композиция разбирается на составные части. Все материалы после приводятся в порядок и, следовательно, могут быть использованы бесконечно, каждый раз получая новую инкарнацию.

Характер геров Кристиана Вольца проявляется в их повседневных занятиях и эмоциях, которые с ними связаны и знакомы каждому. Картины незамысловатого маленького мира, собранного из чего попало, лишены таинственности, однако в них автор поднимает глубокие темы, не допуская навязчивого морализаторства, по-доброму иронизирует над каждодневными заботами. Он показывает, как свыкнуться со своими недостатками, странностями, особенностями, как принять их и приспособиться к ним, наладив при этом отношения с окружающими.

Четыре книги Вольца находятся в списке «Bibliothèque idéale» (фр. – «Идеальная библиотека») Национального центра литературы для детей. Иллюстратор удостоен двух Prix Sorcières («Чародейская премия» – ежегодная награда от Ассоциации издательств, специализирующихся на литературе для детей (ALSJ – Association des librairies spécialisées jeunesse) и Ассоциации библиотекарей Франции (ABF – Association des Bibliothécaires de France); Рrix Bernard Versele (премия Бернарда Верселя от союза семей Брюсселя за вклад в детскую и молодежную литературу) и множества других наград.

© Ефимова Соня, 2019


Приглашаем и вас познакомиться поближе с Кристианом Вольцем!

Официальный сайт художника: christianvoltz.com

Детское приложение «Le monde de Christian Voltz» («Мир Кристиана Вольца») для Iphone.

Мультфильм, снятый учениками начальной школы Бишхайма.

Избранная библиография:

Toujours rien? («По-прежнему ничего?» – 1997)

Comme chaque matin («Как и каждое утро» – 1998)

Patates («Картофелины» – 2000)

C'est pas ma faute! («Это не моя вина!» – 2002)

Petit escargot («Маленькая улитка» – 2005)

La salamandre («Саламандра» – 2005)

La Caresse du Papillon («Ласковая бабочка» – 2005)

Sacré sandwich! («Святой сэндвич!» – 2006)

Une forêt blanche et noire («Черно-белый лес» – 2006)

Vous voulez rire? («Хотите посмеяться?» – 2006)

Il est où? («Где он?» – 2008)

Le Livre le plus génial que j’ai jamais lu... («Самая гениальная книга из всех, что я читал...» – 2008)

Cochonnerie («Свинство» – 2008)

Nous les hommes! («Мы мужчины!» – 2010)

Dis papa, pourquoi? («Папа, объясни, почему?» – 2010)

Dans l'atelier de Christian Voltz: jouer, dessiner, inventer avec des objets («Мастерская Кристиана Вольца: вещи для игры, рисования и изобретений» – 2012)

Chouette (chienne) de vie («Шикарная (собачья) жизнь» – 2013)

  en ru