(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Могут ли родители помочь ребенку в изучении иностранного языка,
и если "да", то как?

Ольга Мяэотс
Зав. отделом детской литературы

Вот уже 20 лет у нас в Библиотеке иностранной литературы работают курсы иностранных языков для детей. Каждый август наш телефон накаляется от звонков. "Возьмете мальчика 11 лет? Только он ничегошеньки не знает: в школе по полгода нет учителя". "Можно я приведу дочку? В школе её совсем затюкали: говорят, неспособна к языкам. Вроде все учит, сидит допоздна… Может, правда, неспособная?"

Мы берем всех. "Способных" и "неспособных". Если только не совсем малявки. Хотя, признаюсь, не нашлась, когда на вопрос: "Сколько тебе лет?" – крошечное существо с огромными бантами честно призналось: "Три с половиной, но мама велела сказать, что пять". Взяли, хотя лучше бы таким крохам в песочнице играть или на коньках кататься. Слишком мы увлеклись ранним обучением, а международный опыт доказывает: когда бы вы ни начали учить детей языку: в 3 или в 10 – к 12–14 годам они сравняются. Язык ведь не сумма устойчивых знаний – вызубрил и готово. Растет ребенок – развивается речь. Так что, для общего развития, конечно, можно начать пораньше, но – помните: и в 10 лет, и в 14 (и даже в 44 – это уже по собственному опыту сужу) не поздно начать изучать иностранный язык.

Чаще всего на поиски курсов родители кидаются, когда теряют веру в школьное обучение. Как-то так получается, что в школе почти все наши дети оказываются "недостаточно способными". Сколько их, несправедливо зачисленных с малых лет в "профнепригодные", приводят к нам родители! Впрочем, есть и такие, которым мало школьной программы, им все дается легко и на уроках поэтому скучно. Таких мы тоже берем.

Тут важно – что? Дополнительное образование – не только новые знания, но и возможность новой оценки. Ведь в школе как бывает? Написал в первом классе диктант на двойку – и потом на всю жизнь зачислен в "безграмотные". Детям, как и нам, взрослым, важно чувствовать себя хорошими, нормальными, умными. Плохой педагог учит свысока, подавляя, часто даже унижая. Не хочу чернить всю школьную систему. К счастью, много у нас умных и чутких учителей. Но о дополнительном образовании, как правило, мы начинаем задумываться, когда чувствуем: дела у сына или дочери идут неладно.

И здесь главная задача родителя – поддержать ребенка, не дать ему потерять веру в собственные силы. Помните: кроме вас у него защитников нет. Ваше мнение для него всегда самое главное. Я не стану давать универсальных советов. Потому что их не знаю. А вот рассказать о том, чему научилась сама, на собственном опыте и опыте своих коллег и друзей – постараюсь: возможно, кому-то пригодится.

Каждый родитель хочет помочь своему ребенку в выполнении домашних заданий. Мы клеем флажки, рисуем яблоки и кувшины, проверяем упражнения, вместе решаем задачи, а вот с языками – сложнее. Нас ведь многих тоже убедили, что и произношение у нас никуда, и грамматика хромает. Учительница в школе на собрании так и сказала: "Не вмешивайтесь – только все испортите". Полноте! Да разве мало в любой стране шепелявых и заикающихся! И, положа руку на сердце, можем ли мы всегда утверждать, что правильно и грамотно говорим на своем родном языке?

Так вот. Есть два вида обучения иностранным языкам – для сдачи экзаменов и для жизни. Первое – доступно лишь горстке профессионалов. Они сами придумывают правила и сами же по этим правилам оценивают. Здесь я вам не помогу. В этом случае, возникни у вас конфликт с учительницей, лучше заплатить и нанять репетитора – может, ту самую учительницу: оценки и психологический комфорт вашего ребенка зависят-то от неё.

Так же следует поступить, если ваш ребенок (по разным причинам) попал в отстающие и ему необходима срочная помощь. Тогда ему нужен индивидуальный подход, нужен учитель, который поможет ему разобраться в системе языка, "подтянет" и "вернет в строй".

Но если вы хотите, чтобы дети умели свободно вести разговор, читать и писать на иностранном языке, то эта цель вполне достижима, каждый взрослый может помочь своему чаду освоить "иностранную премудрость".

И начинать надо, действительно, очень рано – с развития памяти и умения слушать. Читайте детям чаще, давайте слушать аудиозаписи любимых сказок, учите наизусть стихи – это лучшая подготовка к будущим занятиям.

Ребенок начал учить иностранный язык – обязательно покажите ему, как важны и интересны для вас эти занятия. Спрашивайте, что он прошел на каждом уроке, учитесь вместе с ним. Детям важно сознавать, что они "не понарошку играют", а заняты "серьезным взрослым делом".

Никто не любит заниматься бесполезными делами. Почему маленькая Ирочка должна говорить с Анной Павловной на каком-то смешном непонятном языке: ведь Анна Павловна прекрасно может общаться с ней и на понятном русском? Постарайтесь как можно больше рассказать детям о стране изучаемого языка. Пусть Англия, Германия, Франция превратятся для вашего ребенка в удивительный и притягательный мир иной культуры. То, что в Англии есть королева и по улицам ездят двухэтажные автобусы, намного эффективнее убедит детей в необходимости изучать чужой язык (раз там все "не как у нас", то с привычным русским там делать нечего), чем любые увещевания и нотации.

Знание иностранного языка (и не одного!) необходимое умение современного человека. Без него никуда! И учиться можно буквально на всем. Помните, маленький Алеша Пешков учился читать по вывескам на трактирах и магазинах. А мои ученики учатся читать… по надписям на обертках: на шоколадках, йогуртах, печенье, косметике и прочих полезных вещах. Знаете, сколько там важных и нужных слов встречается!

Вот вы купили новый шампунь – попробуйте вместе с дочерью прочитать, что написано на этикетке. Ведь от этого зависит "красота и сила ваших волос". Один мой ученик с гордостью рассказывал мне, как помогал отцу выбирать масло для автомобиля – и справился! Вот уж действительно, и "язык не самоцель, а средство нашего передвижения по жизни".

И еще – изучение иностранного языка: дело сложное и трудное. А делать то, что трудно – кому хочется? Нет, ваш ребенок совсем не ленив, просто ему нужна помощь. И не только на первых порах. И к усилиям его, как бы малы они вам ни казались, надо относиться с уважением – всегда. Обязательно объясните ребенку, что познание – сложный процесс и сомнение, разочарование, неуверенность в собственных силах – это не признаки его слабости и неумелости, а нормальная реакция, без которой невозможна любая исследовательская работа. Как важна такая поддержка! И во сто крат дороже любая находка и победа над собственным незнанием, если можно разделить ее со взрослым!

Всем известен главный метод обучения – кнутом и пряником. Кнут – зубрежка правил, диктанты и контрольные – это чаще в школе, а дома можно и пряником приманить. С малышами мы вместе решаем математические задачи – только текст у нас английский или немецкий. И совсем небольшой нужен словарный багаж, чтобы решить простую задачу. "У одной курицы две ноги, а сколько ног у трех?"

Ваш старший сын помешан на рок-музыке. Прекрасно! Предложите ему расшифровать тексты любимых песен (пусть даже вам они кажутся примитивными), и обязательно помогите ему разобраться с трудными местами. Или найдите тексты в журналах, и будьте уверены: их-то он выучит. А потом – пойте вместе! Ну, хоть попробуйте! Придумайте веселые игры: в слова (кто больше назовет или с пропущенными буквами, как в "Поле чудес"), в шифрованные письма (тут подойдет любой простейший шифр, хотя бы порядковый номер буквы в алфавите), лото, казаки разбойники (все указания в самой простой и доступной форме написаны на иностранном языке, доберешься до конечной цели – получай приз). Игр таких видимо-невидимо. Они позволят вам и время в дороге скоротать, и скучный вечерок превратят в веселый праздник. Кстати, юмор и шутка в домашних занятиях – незаменимые помощники (впрочем, и на уроках тоже). Вот задали вашему сыну выучить определенные языковые конструкции или модельные фразы. Зубрить – скучно. А вот если обычные предложения переделать в необычные! Поставить с ног на голову! Например, учимся говорить комплименты. Просто в лоб сказать приятелю: Какой ты умный или какой у тебя костюм красивый – язык не поворачивается. А если фразу: "Мне нравится как ты поешь", переделать так: "Мне нравится, как ты поешь, запершись от всех в ванной". Совсем другая ситуация! И еще: "Мне нравится, как ты бежишь" – "Мне нравится, как ты бежишь за автобусом, опаздывая в школу". Ну, вы поняли.

Даже если ваши знания иностранного языка минимальны, вы наверняка способны наладить с ребенком простейшую "деловую переписку". Например, уходя на работу, оставьте записки: "Суп – в холодильнике", "Кроссовки – на балконе", "Позвони бабушке", "Деньги на кино – в ящике письменного стола", "Приду поздно". Поскольку такая информация для ребенка – жизненно важная, прочесть её для него насущная необходимость. И будьте уверены, он её прочтет!

Важно помнить, что язык – не самоцель, а способ получения новых знаний и возможность дополнительного общения. Вот вашему сыну задали написать доклад о, скажем, слоне. Хорошо, если в поисках информации он сможет использовать не только русские книги, но и зарубежные энциклопедии и журналы. Такие сейчас есть и вполне доступны.

Вообще, информационные книги с картинками – важное подспорье в овладении иностранными языками. Помню, как застала у нас в читальном зале мальчика лет 12. Он увлеченно разглядывал французский атлас по астрономии. "Нам задали написать о Сатурне",– сообщил он. Не найдя на полке подходящей русской книжки мальчик выбрал иностранную: пусть он еще не совсем овладел языком, но картинки приходили на выручку там, где не хватало словарного запаса. И подготовил доклад!

А сколько неиспользованных возможностей таит Интернет и различные компьютерные программы! Хочешь не отстать от сверстников – учи язык, продирайся сквозь незнакомые иностранные термины. Позаботьтесь, чтобы в арсенале вашего сына или дочери были не только примитивные игры-стрелялки, но и различные обучающие программы.

А путешествия по Интернет-сайтам! Чего тут только нет! Информация на любой вкус: спорт, музыка, автомобили, погода, путешествия, кино, магазины. И все в "привлекательной современной упаковке". Только важно не забывать, что и вредного "мусора" в Интернет немало. Если не хотите, чтобы ваши дети "попали в дурную компанию" – не оставляйте их у компьютера без присмотра.

Часто родители беспокоятся: "А научатся ли дети говорить на иностранном языке?" И многие курсы используют эту родительскую тревогу, рекламируя себя, как "разговорные курсы". Но что значит научить разговаривать? Конечно, важно знать какие-то расхожие фразы: Сколько времени, Как пройти? и др. Разве этого достаточно для общения? А так хочется, чтобы наше чадо не терялось в любом обществе и могло поддержать беседу! Но для этого важно, чтобы человеку было, что сказать. И чтобы ему захотелось свои мысли высказать. Ведь мы тоже не каждому душу открываем. Значит важно, чтобы ваш сын или дочь были разносторонне образованными людьми, общительными и незакомплексованными (а это уже наша родительская забота).

Мой любимый возраст – подростки. Вот они приходят: каждый замкнут в себе, каждый раним – попробуй-ка разговори таких! И тут на помощь приходят, ну, например, детективы или интересное новое кино – важно, чтобы тема задела за живое. И вот уже завязался спор: кто убил, почему, какие мотивы, где улики, доказательства? (Такие задания есть во многих иностранных лингафонных курсах, которые продают ныне повсеместно). Тут только следи, чтобы в азарте не перешли на родной русский. И еще – важно не торопиться исправлять ошибки. Главное, чтобы появилось чувство – говорю, могу, получается! Это как в плавании – барахтаюсь, но плыву. Можете поверить, это нелегче, чем школьный диктант написать.

Моя бабушка, подбадривая меня в первых попытках сложить самостоятельно английскую фразу, повторяла слова своей учительницы – та еще в дореволюционной гимназии преподавала – "Ври, но говори!".

И я твержу эту фразу (ужасно непедагогично!) своим ученикам – и большим и малым. Пусть с ошибками, пусть коряво, но донести свою мысль до собеседника – вот смысл и цель языкового общения. И бог с ними с неправильными глаголами! Страшно подумать, сколько умнейших людей: талантливых инженеров, одаренных историков, гениальных физиков – боялись и слово промолвить на чужом языке, потому что им вбили в голову в детстве, что они-де "не знают сослагательного наклонения"! Вот такого результата надо бояться больше всего.

В заключение я, пожалуй, раскрою одну личную тайну. Я окончила в свое время престижную московскую английскую школу. Училась хорошо. В аттестате – одна четверка. Но "англичанка" меня недолюбливала. И как-то на родительском собрании она объявила моим родителям, что "несмотря на пятерки, эта девочка никогда ни одного языка знать не будет!" С этим клеймом я вышла из школы…

…поступила на филологический факультет университета, окончила с отличием. Сейчас я знаю пять языков, на трех свободно пишу и говорю. Объехала полмира. Долгие годы работаю переводчиком, руковожу популярными детскими языковыми курсами. Казалось бы – сказка со счастливым концом. Но… клеймо "неспособной" я ощущаю до сих пор. Поэтому и не хочу, чтобы наши ученики – ваши дети – страдали от подобных "оценок".

  en ru