Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Meindert Dejong
Мейндерт Дейонг

1909 — 1991

Мейндерт Дейонг родился в Нидерландах. Когда ему было восемь лет, его родители эмигрировали в США и поселились в городке Гранд-Рэпидс, штат Мичиган. Дейонг учился в частных кальвинистских школах. Начал писать во время учебы в колледже. Работал каменщиком, был церковным сторожем, могильщиком, преподавал в небольшом колледже в штате Айова. Скоро ему надоело преподавать, и он занялся разведением домашней птицы. Детский библиотекарь предложил Дейонгу написать о жизни на ферме, так в 1938 году появился рассказ "Большой гусь и маленькая белая уточка" (The Big Goose and the Little White Duck).

"Я хочу снова пройти вдоль дамбы, пока вновь не увижу башню Wierum. Башня возвышается возле самой дамбы, но она же присутствует и во всех моих книжках о деревенском детстве, вырастает из самой души моего детства. Надеюсь, что овцы, как прежде, пасутся на дамбе, и я увижу их, когда буду проходить мимо. Хотя овец может и не быть, но какие бы изменения ни произошли в моей деревне почти за полвека, дамба, море и башня будут на месте. Они будут там, потому что они навсегда запечатлелись в глазах и в памяти восьмилетнего мальчика — мощные и вечные". (Из речи при получении медали Андерсена).

Действие книг Дейонга, написанных в США, обычно происходит на ферме, где ребенок изолирован, а его жизнь не так безопасна, как в голландских книжках. Возможно, это отражает опыт самого Дейонга, выросшего в новой стране, где он испытал на себе все те предубеждения, с какими люди часто относятся к тем, кто не такой, как они. Видимо, родная Голландия на всю жизнь стала для писателя Потерянным Раем. Действие семи из двадцати семи его книг и, возможно, самых значительных книг писателя, происходит в Голландии.

"Колесо над школой" (The Wheel on the School) — увлекательный рассказ о шести голландских школьниках, которые пытаются приманить аистов к своей деревне. В романе рассказывается о том, как у жителей, вовлеченных в это начинание, растет чувство общности. Дейонг так мастерски изображает тревогу ожидания, что к концу книги и для читателя становится жизненно важным — прилетят ли аисты. Замечательные иллюстрации Мориса Сендака придают дополнительное очарование этому и многим другим романам Дейонга.

В "Путешествии с Мятной улицы" (Journey from Peppermint Street) Дейонг знакомит читателя с сельским пейзажем, обычаями и людьми своей родины: он показывает противоборство между дамбами, которые защищают обрабатываемую землю, и морем, постоянно наступающим на сушу, описывает моряков и штормы на Северном море, голландские зимы и чудесные цветущие вёсны, религиозные традиции и деревенскую жизнь.

Способность Дейонга вновь становиться ребенком проявилась в романе "Шадрах" (Shadrach). Книга написана в ярком, эмоциональном стиле, характерном для Дейонга. Повествование о привязанности болезненного ребенка к крольчонку намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Книги Дейонга кажутся простыми лишь на первый взгляд — в них важно все: короткие мгновения, незначительные события — например: неожиданный полдень наедине с отцом, когда отец делает именно то, что нужно, чтобы показать ребенку, что он понимает его чувства.

"Дом шестидесяти отцов" (The House Of Sixty Fathers, 1956) — история китайского мальчика, который разыскивает свою семью в годы японской оккупации Китая. Дейонг, тогда сержант армии США, был в Китае во время второй мировой войны. В основе книги — история его дружбы с китайским мальчиком. Один в лодке на оккупированной территории мальчик спасается сам и спасает своего преданного друга — маленького поросенка по кличке Слава Республики. Он храбро помогает тяжело раненному американскому летчику, а тот в дальнейшем помогает ему.

Для Дейонга пятидесятые были золотым десятилетием. Он получал награды, его книги переводили, их читали дети во многих странах. Позднейшие книги Дейонга критиковали за сентиментальность, и в начале семидесятых он перестал писать. Сейчас Дейонг потерял былую популярность. И хотя его способность с огромным сочувствием писать о детях и животных, своеобразие стиля и цельность его рассказов неоспоримы, его воспринимают в первую очередь как писателя, чье творчество передает дух неторопливого вчерашнего мира.

© Ольга Мяэотс

  en ru