Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Maria Gripe
Мария Грипе

"Существуют события, которые, кажется, невозможно контролировать ни волей, ни разумом. Они кажутся неожиданными, поразительными, непредсказуемыми. Мы называем их катастрофами или случайностями, но ничего о них не знаем. Мы не знаем, являются ли они частью судьбы, которой нельзя избежать, предопределены ли провидением, которого никто не знает…" Так Мария Грипе пишет в книге Tordyveln flyger I skymningen ("Майский жук летит в сумерках"). Поиски египетского талисмана, странные разговоры с мертвецом — части головоломки, которую разгадывают трое детей в этой книжке. Это почти детективный триллер, прелестный и захватывающий, с тонкими наблюдениями и многослойным повествованием.

Мария Грипе знает, что есть аспекты жизни, которые невозможно объяснить. Это понимание проходит красной нитью через ее книги; путешествует ли она в мире фантазии, сказки или действительности, реальность перемешана с утопией и мечтой. Где граница между необъяснимой реальностью и мечтой, и фантазией, живущими рядом с действительностью?

Мария Грипе родилась в 1923 году, изучала литературу и философию в Стокгольмском университете. Это оставило след во многих ее книгах. Так же на формирование ее мировоззрения повлиял и брак с художником Харальдом Грипе. Харальд иллюстрировал ее книги, проявляя удивительное понимание. Книги Грипе многогранны, просты и сложны одновременно. Она имеет дело с экзистенциальными аспектами жизни, не избегает темных сторон — напротив, осознание темной стороны важно для ее героев, формирует их личность. Это жизненно важно для свободной и независимой жизни. Поиск человеком себя, своей идентичности, своих корней и происхождения — постоянная тема творчества Грипе.

Достоинство книг Грипе — в том, что невыразимо словами и постигается ассоциативно, их надо читать сердцем. Язык Гриппе точен, материален, восхитителен. Книги наполнены символами, тайнами и странными ключами к разгадке. В них есть также постоянное напряжение и чарующие описания героев. Кажется естественным разделить книги Грипе на фантастические и реалистические. Но реальность вмешивается в фантастику, а в действительности появляется нереальное и необъяснимое. Грипе хочет, чтобы мы узнали о разных сторонах жизни, ведь реальность без фантазии — чистый материализм, а фантазия без власти реальности ведет к эскапизму.


Герои ее книг ранимы, кажутся слабыми, но внутренне они сильны, вооружены твердым желанием жить. Таков Хьюго из трилогии "Хьюго и Жозефина". Его подруга Жозефина считает, что следует либо в корне отличаться от других, либо быть таким, как все. Но она сама — ни то, ни другое, и это делает ее легкой мишенью. Хьюго совсем другой. Он может сказать да или нет, и живет в гармонии с тем, что правильно и хорошо для него. Самый замечательный и тонкий детский портрет — Элвис, главный герой пяти одноименных книг. Элвис почти гибнет под натиском ожиданий и стандартов взрослого мира. Однако этот несговорчивый и упрямый маленький человек выстоял, потому что знает особенный секрет и умеет радоваться и доверять людям, несмотря ни на что.

"Самые красивые — самые слабые!" Когда бездетные правители волшебной страны насильно увезли детей стеклодува, Класа и Клару, из их бедного, но безопасного мира в богатую, но стерильную жизнь, те стали невидимыми. И требуется магия, чтобы восстановить почти невосстановимое. В книге Glasblasarns barn ("Дети стеклодува") есть волшебство и загадка, реалистические описания и фантастическая галерея героев.



"Мысли, не ставшие словами, — жалкие мысли, слова, не ставшие делами, — жалкие слова". К пониманию этого приходит Нора, героиня книги "Сесилия Агнесс", яркой психологической повести о том, как юная девушка ищет свое прошлое, которое от нее прячут, но которое ей необходимо, чтобы выстроить свой мир. Книги Марии Грипе неисчерпаемы: постоянно появляются новые увлекательные грани, новые эксперименты, новые идеи. Она сама говорит: "Книга должна обладать двумя качествами. С одной стороны: "О, это восхитительно! Не могу оторваться!" А с другой стороны: "Теперь надо сесть и подумать об этом". Книга должна иметь увлекательный сюжет и давать пищу для размышления".



© Ольга Мяэотс





  en ru