Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Ulf Stark
Ульф Старк

1944 — 2017

ВЕСЕЛОЕ МУЖЕСТВО УЛЬФА СТАРКА

Ульф Старк – один из самых известных и самых любимых шведских писателей. Его книгами зачитываются и взрослые, и дети, каждый, независимо от возраста, открывает в его книгах то, что необходимо и созвучно именно ему. Старк отстаивал право детской книги быть сложной, не только развлекать, но и говорить всерьез: «Мне хочется писать именно такие истории, где не все сразу понятно». И действительно, сам Ульф Старк мог всерьез обсуждать в своих книгах философские темы, а его персонажами становились ангелы и черти, святые и тролли, даже сам Бог!

Огромен и жанровый диапазон книг Старка – от подростковых повестей до книжек-картинок, от сказок до легенд и притч. «Хорошая книга цепляет тебя с самого начала. Она заставляет плакать и смеяться. И ничто в мире не способно заставить тебя оторваться от нее». Эта цитата из повести «Мой друг шейх из Стуребю» наиболее точно характеризует книги самого Ульфа Старка.

Литературная карьера Ульфа Старка началась, когда ему было 20 лет. В 1964 году он выпустил свой первый поэтический сборник для взрослых. В семидесятые годы появились первые детские книги: «Петтер и красная птица» (1975) и «Петтер и поросята- бунтари» (1976). И хотя уже в этих книгах можно найти черты, определившие в дальнейшем творчество писателя, – уважительное, без тени назидательности, отношение к юному герою, сопереживание его проблемам и умение находить смешное даже в самых грустных ситуациях – в них еще много несамостоятельного, велико давление «социального заказа». Громоздкая конструкция социальной проблематики разрушает лирическое повествование, привнося чуждую автору назидательность, пусть и сдобренную юмором, обращенную в шутку.

Видимо, Ульф Старк и сам почувствовал, что поет с чужого голоса, и замолчал. Следующая книга писателя «Чудаки и зануды» появилась лишь в 1984 году. Но что это была за книга! Избитый штамп «на следующее утро он проснулся знаменитым» наиболее точно отражает фантастичность ситуации. На следующее утро Швеция, где плотность хороших детских писателей на душу населения одна из самых высоких в мире, узнала, что произошло чудо: взошла звезда первой величины.

«Чудаки и зануды» были удостоены первой премии на конкурсе детской книги, проводимом крупнейшим шведским издательством «Бонниерс». Как основное достоинство жюри отметило, что книга молодого автора дарит юному читателю надежду и учит смело смотреть в лицо жизни.

Героиня повести Симона переезжает с мамой к новому маминому знакомому Ингве, с которым у девочки сразу не заладились отношения. К тому же в новой школе из-за ошибки учительницы, перепутавшей ее имя, Симона вынуждена выдавать себя за мальчика. История, начавшаяся с простого недоразумения, как снежный ком обрастает всё новыми и новыми сложностями: каскад рискованных проказ в школе, отсутствие взаимопонимания с отчимом, тревога за тяжелобольного дедушку, потеря собаки, первая любовь.

Ульфу Старку удалось написать книгу о дружбе и ненависти, любви и горе, о беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков, о том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. Многое в жизни кажется нам странным, чудным, но всё вокруг исполнено глубокого смысла, надо только научиться его распознавать, не надо бояться быть чудаком, непохожим на других, вот что исподволь внушает автор своим читателям.

«Понимаешь, если действительно был кто-то, кто создал эту фантастическую вселенную с солнцами и улитками, цветами и людьми, уж он-то не был занудой. Скорее он был святым чудаком, небесным чудиком, гораздым на всякие выдумки, фантазии и причуды. И вот, случись ему в спешке создать такое небесное царство, где всё чисто и гладко, без сучка и задорины, где всё по полочкам разложено раз и навсегда, он бы быстро скис и его потянуло бы на приключения. И он бы живенько создал маленьких озорных демонов, которые бы только и делали, что проказничали, да ставили всё с ног на голову на земле, чтобы нам, людям, веселее жилось у нас внизу, и чтобы создателю было о чем поболтать у себя на небесах», – так объясняет дедушка Симоне основы мироустройства.

Так небольшая детская книжка превращается в многоплановый роман. О чем он? О злоключениях девочки-подростка? Или о неустроенности мира, о тоске людей по утраченной гармонии, возможной лишь в раннем детстве? Симона глубоко переживает разлад с миром, видит неустроенность жизни взрослых, но дедушка открывает ей тайну – возвращение в прежний мир всё же возможно, в старости круг замыкается, и смерть дарует нам желанный покой.

«Юмор и мужество» – эти слова чаще всего встречаются в статьях о его творчестве. Применимы они и к книге «Пусть танцуют белые медведи» (1986). После развода родителей герой повести Лассе оказывается в новой семье. Казалось бы, знакомый сюжет: развод родителей, в результате – переживания ребенка, трудности в новой семье, в итоге – проблемы в школе, но у Ульфа Старка – всё иначе! Неразрешимые, как мы привыкли считать, проблемы благополучно решаются. Мальчик попадает в новую социальную среду: если отец Лассе простой рабочий, то отчим преуспевающий зубной врач. Отчим заботится о мальчике и даже добивается того, что тот из отстающего превращается в отличника. Но Лассе тоскует по своему отцу, прежней жизни, пусть неустроенной, но более понятной ему и близкой.

Человеческие взаимоотношения не укладываются в готовые схемы. Право ребенка независимо от возраста на свой внутренний мир, на глубину переживаний, необходимость уважительного отношения взрослых к детским проблемам, какими бы незначительными они нам ни казались – вот что отстаивает Ульф Старк в своих книгах.

За кажущейся простой и увлекательным сюжетам в книгах Ульфа Старка скрывается сложное многоплановое повествование. Писатель часто обращается к традиционным литературным жанрам: комедия ошибок в «Чудаках и занудах», роман воспитания в «Пусть танцуют белые медведи», фольклорная сказка в «Волшебных кроссовках моего приятеля Перси» (1991), но не просто, как принято говорить, наполняет старую форму новым содержанием, а дерзко выворачивает ее наизнанку, достигая максимального эмоционального эффекта.

Многие книги Ульфа Старка автобиографичны, их персонажами становились мама, папа и старший брат маленького Уффе. Таковы, например, превращенные в книжки-картинки рассказы «Моя сестренка ангел», «Старший брат», «Как мама была индейцем» и повесть «Мой друг Перси, Буффало Билл и я», в основе которой реальная семейная история - сложные отношения бабушки и дедушки писателя. «Дедушка любил только одного человека на свете – мою бабушку. А она его не любила. Наверное, поэтому у него был такой характер», - вспоминал Старк. Отталкиваясь от собственного опыта, он написал детскую книгу о превратностях любви, о том, что любовь слепа, часто несправедлива, может причинять боль, но при этом всегда делает жизнь ярче, значительнее. «Мне кажется, грусть необходима, ведь она помогает оттенять радость», - считал писатель.

Талантливый художник, Ульф Старк умело смешивает контрастные краски, достигая причудливых сочетаний: печаль и радость, отчаянье и восторг, смех сквозь слезы. Он как-то сам сравнил себя с клоуном, добавим, гениальным клоуном, которому подвластны как печаль «белого», так и заразительный смех «рыжего».

Как умеет смешить Ульф Старк! Вот уж действительно – цирк! Как живые встают перед читателями несуразная длинноносая няня, которую ее маленькая воспитанница принимает за ведьму («Мария Бледный нос»), предприимчивый Сикстен, задавшийся целью во что бы то ни стало женить своего отца («Сикстен»), робкий Ульф, который, подобно сказочному герою, стремится завладеть волшебными кроссовками своего приятеля, чтобы стать смелым («Волшебные кроссовки моего приятеля Перси»). Смех - вот наше главное оружие в жизни, верит Ульф Старк. И любовь. Вместе они способны победить всё, даже смерть.

Тема жизни и смерти одна из главных в творчестве Ульфа Старка. Он обращается к ней не только в книгах для подростков, но и в сказках и книжках-картинках, например, таких как «Черная скрипочка» и «Звезда по имени Аякс». Писатель не пугает и не погружает в отчаянье, а пытается объяснить смерть как неизбежность, призванную помочь нам стать самостоятельными, понять что-то главное и, пережив утрату, острее ощутить вкус жизни.

В книге «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна» два мальчика знакомятся со стариком из дома престарелых. Рассказ ведется от имени одного из них – Ульфа. Просто, по-детски, стараясь передать лишь факты, рассказывает мальчик, как его приятель Берра нашел себе дедушку, как они вместе ходили к нему в гости, заботились о нем, как устроили дедушке классный день рождения. Сказочное везение: встретились два одиноких человека, маленький мальчик и старик. Зародившаяся дружба преобразила их жизнь, сделав старика молодым, а мальчика по-взрослому мудрым.

Дедушка пытается научить «внука» свистеть. Прощаясь после удивительного пикника, устроенного мальчиками в честь его выдуманного дня рождения, дедушка говорит: «Я хочу, чтобы к следующей нашей встрече ты обязательно научился свистеть». – «Ладно, – соглашается Берра. – Обещаю». Но выучиться свистеть оказалось не так-то просто. На это ушло много времени, и когда мальчики вновь пришли в дом престарелых, они не нашли дедушку. «Берра подбежал к двери.– А вот и я! – крикнул он, распахивая дверь в дедушкину комнату. Но, когда мы заглянули внутрь, там никого не было. Не было ни золотых часов, ни чучела птицы, ни портрета тетеньки в синей шляпе. Кровать была аккуратно застелена. В комнате пахло мылом».

Мальчикам разрешают присутствовать на отпевании в церкви. «Потом все стали подходить к гробу и класть цветы. Мы с Беррой подошли последними. Поклонились. И Берра положил Густавссонову розу на самый верх. Я потянул его за руку, но он остался стоять у гроба. «А теперь я посвищу!» – объявил он. Берра свистел, и его свист разносился по всей часовне. Он свистел «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».– «Ну, как?»– поинтересовался Берра, когда мы вышли на улицу. - «Здорово! – признал я. – Можешь быть доволен». - «А я и доволен».

Мудрую и лиричную притчу о жизни и смерти, или точнее, о торжестве жизни над смертью, Ульф Старк облек в форму книжки-картинки, где необычные, по-детски наивные иллюстрации Анны Хёглунд как бы вторят незамысловатому, но исполненному внутренней поэзии рассказу мальчика.

Начав как автор подростковых повестей, Ульф Старк постепенно расширял свою аудиторию, все дальше углубляясь в детство, обращаясь не только к подросткам, но и к совсем маленьким детям. Но снижая возрастную адресацию, писатель никогда не опускался до снисходительного заигрывания со своим читателем. «Он пишет просто о сложных экзистенциальных вещах, но никогда не упрощает, - отмечает шведская исследовательница Лена Кореланд. - Умеет без грана сентиментальности писать о прекрасном. Он смотрит на мир взглядом ребенка, наивным и удивленным, но лишенным взрослой ностальгии по детству» (Opsis Calopsis, 2017, #3, s.11).

Старк говорил с детьми о том, что волновало его самого, и сочинял книжки-картинки о любви, верности, дружбе, самопожертвовании и ревности, о войне, которая может уничтожить тех, кого мы любим, и о том, как опасно быть диктатором, даже маленьким. Какой бы еще писатель сумел рассказать о жизни человечества от сотворения мира до наших дней в книжке-картинке для самых маленьких детей? И не просто рассказать, а ответить на сложнейший вопрос: для чего все это было создано? Ульфу Старку и прекрасной финской художнице Линде Бонденстам это удалось! Вместе они придумали книжку «Все это вокруг тебя», в которой наглядно и убедительно показали: наш мир был создан для того, кто в него приходит, как подарок для малыша, который только-только родился и начал удивительный путь открытий.

Книги Ульфа Старка любимы не только в Швеции, где по ним сняты фильмы, ставятся театральные постановки, но и во многих странах. Каждый год на рождество по шведскому телевидению показывают фильм «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна» - это стало доброй традицией.

В октябре 2015 года Ульф Старк приезжал в Москву и встречался с читателями у нас в Детском зале. Вот видео с этой встречи.

© Ольга Мяэотс

  en ru