(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


John Bauer
Ион Бауэр

1882 — 1918

Игра в картинки

Художник, приручивший троллей и гномов

– Кто такие тролли?
– Сказочные существа, живущие на севере, в Скандинавии, в мрачных пещерах, спрятанных в горах.
– Они великаны?
– Бывают великаны, а бывают и нет.
– Они злые или добрые?
– Злые и страшные, но, главное – глупые. Так что их надо опасаться, но при случае – можно и провести, если умишка хватит.

Тролли живут в Скандинавии много-много лет, спокон веку – в горах, в лесу, даже в доме. И люди исстари в них верят, даже те, что бахвалятся: «Никто нам не страшен!» А как они выглядят? Те, кто их видели, рассказывают разное. Вот и художники рисуют их по-всякому. У норвежца Теодора Северина Киттельсена тролли – страшные до жути.

А у знаменитого шведского мастера Йона Бауэра они частенько выглядят … почти добродушными. Именно такими они предстают в книге «Волшебные сказки Швеции», выпущенной издательством Рипол-кит.

Обложка книги Волшебные сказки Швеции. / Илл. Йона Бауэра, Перевод О.Мяэотс – Москва, Рипол-классик, 2010

Сборник составлен из сказок, которые публиковались в начале ХХ века в альманахе для детей «Среди троллей и гномов». Эти книжки выходили каждый год к рождеству и были традиционным рождественским подарком, практически, в каждом шведском доме. Популярности издания во многом содействовали прекрасные иллюстрации Йона Бауера. Они сразу полюбились читателям – и детям, и взрослым. И – удивительное дело! – хотя среди авторов альманаха были самые-самые известные шведские сказочники: Ева Бесков, Хелена Нюблум, Анна Валленберг - со временем эти сказки стали называть просто «сказками Йона Бауэра». Так их называют и до сих пор – уже более ста лет! Вот уж и впрямь - сказочный успех!



Йон Бауэр родился в шведском городе Йончёпинге в 1882 году. Отец его был немцем, он приехал в Швецию из Баварии, а мать – шведкой. В школе Йон не был в числе первых учеников: слишком часто в его прописях и тетрадках по математике появлялись «неуместные рисунки», позднее их сменили карикатуры на соседей и знакомых. Говорят, мальчик не расставался с карандашом и блокнотом, у него был зоркий глаз, а линии его даже самых ранних рисунков отличала уверенность и упругость.

Родители рано заметили склонность сына и не препятствовали развитию его таланта. В 16 лет юноша отправился в Стокгольм продолжать учебу. В столице Йон Бауэр познакомился и подружился с известными художниками и с энтузиазмом воспринял идеи национального ренессанса, популярные в те времена, ведь они были созвучны его любви к родному краю.

Юный художник много работал на натуре, рисовал цветы, деревья, лесные пейзажи. В лесу он чувствовал себя уверенно и спокойно. Бауэр внимательно, в малейших деталях, изучал неброскую красоту шведского пейзажа и стремился передать ее очарование. Эти ранние этюды во многом повлияли на формирования стиля художника.



В 1904 году Йон Бауэр отправляется в Лапландию, чтобы создать серию картин о жизни на Крайнем Севере. Бауэра потрясла дикая природа северного края и самобытный уклад жизни саамов. Результатом этой поездки стал художественный альбом, имевший большой успех.



Во время путешествий по Европе Йон Бауэр изучал средневековое искусство, которое произвело на юношу огромное впечатление, а также с работами крупнейших европейских мастеров.

Традиции средневековой рыцарской романтики видны во многих его иллюстрациях.



Вообще, Йон Бауэр учился постоянно. И не только у мастеров прошлого. Его интересовали и достижения современников: он был дружен с самыми известными шведскими художниками своего времени, следил за работой таких признанных мастеров книжной графики как англичане Артур Рэкхем и Эдмон Дюлак. Впитывая самые разные импульсы, Бауэр осваивал их и вплетал в собственную стилистику – оригинальную и непревзойденную.

В конце Х1Х века в Швеции на волне движения национального романтизма стала остро ощутима потребность в новой детской литературе, которая бы опиралась на национальные культурные традиции. Эта литература должна была быть доступна всем детям – и богатым и бедным, и знати и крестьянам. Пусть каждый ребенок знает историю своей страны, своего края, народные обычаи и фольклор. В это время появились разнообразные детские издания – сборники песен и сказок, знаменитая детская многотомная серия «Сага», календари и альманахи, например, «Рождественский гном», большой популярностью пользовалась «Детская газета народной школы». Именно тогда вошло в традицию обязательно дарить детям на Рождество красивую книгу.



Шведские авторы развивали в сказках не только народные фольклорные мотивы, но и перерабатывали классические мифы и сюжеты средневековых легенд, перенося их на северную почву. Так родились знаменитые сказки «Колечко» (Хелена Нюблум) и «Принцесса-Былинка» (Хельге Челлин). Конечно, Йон Бауэр с его любовью к родной природе, интересом к культурным традициям оказался важнейшей фигурой этого движения.

В 1907 году возник новый детский альманах «Среди троллей и гномов». Как можно судить уже по названию, издание было посвящено именно скандинавским сказкам. Йон Бауэр сотрудничал в альманахе с самого первого выпуска, и именно он определил и стиль издания, и его невероятный успех. (Тираж альманаха достигал 100000 экземпляров!) В иллюстрациях для «Троллей и гномов» Йону Бауэру удалось передать уникальную «национальную интонацию» - таинственную красоту неброской шведской природы, характеры людей, живущих в тесном соседстве с горами и лесами, и лесных обитателей – зверей, троллей, гномов и пр.



В иллюстрациях Бауэр достигал необычайной экспрессивности - на фоне знакомой читателю (и любимой!) северной природы появлялись, словно вырастая из скал и покрытых мхом камней, сказочные тролли. Художник не просто изображал тот или иной сюжет, но создавал особое настроение – сказочно-мистические и в то же время повседневное. Так сказка входила в каждый дом и становилась частью личной истории, начинала восприниматься как событие собственной жизни. Именно это умение создать образ-метафору, особую атмосферу, созвучную настроению читателя и стало залогом успеха иллюстраций Бауэра и долгой читательской любви.



Художник кропотливо работал над каждым рисунком. Сначала он делал крошечный набросок – размером с почтовую марку, это была первая попытка создать композицию, из таких набросков Бауэр выстраивал серии иллюстраций к каждой сказке. Потом увеличивал их до размера 6х6 см (на этой стадии он создавал несколько эскизов на разных клочках бумаги: в ход шли конверты, обороты писем, оберточные обрывки) и уточнял детали, подбирал цветовое решение, и, наконец, приступал к рисунку в натуральную величину. Бауэр часто возвращался к одним и тем же сюжетам, но не из желания полюбоваться собственной удачей, а, наоборот, из постоянного чувства творческой неудовлетворенности, сомнения в собственной работе, стремления к совершенству.



На протяжении всей жизни художника отличала повышенная требовательность к самому себе. Постоянное недовольство сделанным, поиск нового более удачного и совершенного решения – отличительные черты Бауэра-художника. Он словно не верил в свой успех, а похвалы его иллюстрациям воспринимал часто лишь как снисходительное похлопывание по плечу, и стремился ко все более сложным и трудным заданиям. Возможно, тяжесть этой борьбы с самим собой и стала причиной того, что Бауэр в 1915 году завершил работу в «Троллях и гномах». Ему стало казаться, что его затягивает сказочный замкнутый круг, а созданные им персонажи, следуют за ним попятам, превращая жизнь в кошмар.

Но, вот что удивительно – страшными тролли казались только самому Бауэру, а вот знаменитый шведский художник Карл Ларсон считал, что они, наоборот, пробуждают в нем «самые лучшее». Действительно, персонажи Йона Бауэра – не застывшие типажи, а создания из плоти и крови – живые и по-человечески трогательные. Читатели не желали расставаться с любимым художником. И иллюстрации Йона Бауэра перепечатывались в «Троллях и гномах» почти каждый год.

Если глупые незадачливые тролли вызывают у нас не только страх, но и насмешку, то сказочные принцессы – прекрасны так, что глаз не оторвать! Прообразом их всех – и маленьких и больших – стала жена художника Эстер. Она передала сказочным красавицам не только свой облик, но – и это главное! – способность любить: быть нежной и верной, смелой и самоотверженной.



Конечно, как все художники, Йон Бауэр хотел испытать себя в «крупных формах».



Он был автором монументальных панно, писал картины. Но при этом никогда не относился к работе для детей, как к занятию менее важному и достойному. Более того, В 1912 году знаменитый повелитель всех троллей и гномов берется за весьма на первый взгляд прозаический заказ и создает… учебник рисования для школьников. Но каким сказочным получается у него этот учебник!



В сказке, как в жизни радость и беда ходят друг за другом. Но жизнь, увы, не обещает нам счастливого конца. В 1918 году Швецию потрясла весть о гибели во время шторма небольшого судна «Пер Браге», курсировавшего в шхерах. На его борту возвращалась домой семья художника Йона Бауреа. Никто не уцелел.

Сынишке Йона и Эстер Бауер было всего три года. Но он навсегда остался в рисунках своего отца. Вот он, маленький Бенгт, решительно вышагивает вперед, ведя за бороду рождественского козлика, нагруженного подарками.



В 2007 в год столетнего юбилея знаменитого альманаха «Среди троллей и гномов» в Швеции вышло юбилейное издание, где старые сказочные сюжеты пересказал заново Ульф Старк. Новые сказки были проиллюстрированы и новыми современными художниками, но и среди художников «молодого поколения» иллюстрации Бауера, созданные век назад, воспринимаются вполне современно.

© Ольга Мяэотс
Опубликовано "Библиотека в школе" / Остров Сокровищ. - 2011, февраль.

  en ru