(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Эльза Бесков
Elsa Beskow

1874 — 1953

Эльза Бесков — шведская художница и писательница, автор книжек-картинок, считающихся классикой шведской детской литературы и даже больше — национальным культурным наследием.

Созданные более ста лет назад сказки Бесков по-прежнему являются любимым чтением детей не только в Швеции, но и по всему миру.

Эльза Бесков родилась в 1874 году в Стокгольме в большой семье: у нее было четыре сестры и брат. Девочка рано начала рисовать и сочинять сказки. Любимым ее авторами были Сакариас Топелиус и Ханс Кристиан Андерсен.

«Уже в шесть лет я поняла, что, когда вырасту, больше всего хотела бы рисовать, особенно детские сказки. Мы с братом часто рисовали вместе. Он - плавания викингов и битвы греческих героев, а я — детей, избушки и природу». Темы детских рисунков маленькой Эльзы потом перекочевали в ее собственные книжки. Не трудно себе представить, с какой любовью и радостью рисовала она знакомые с детства картины. Именно они составили одну из первых ее книг: «Дети из Сульбакки» (”Barnen på Solbacka”). Радостный солнечный мир детства представлен здесь на каждой картинке особым сюжетом. Следуя за автором, мы попадаем в лес или на огород, в поле или на речку, в школу и на сельский праздник. И повсюду оказываемся втянуты в удивительные приключения и открытия, хотя, кажется, занимаемся вполне повседневными делами. Так ведь и в жизни ребенка: каждый день — новая страница.

В 1889 году в семью приходит горе — умирает отец. Вдова с детьми вынуждена оставить прежний дом и перебирается жить к родственникам — незамужним сестрам и брату. Именно они станут прообразами персонажей одной из самых известных книг Бесков - «Тетушка Зеленая, тётушка Коричневая, Тётушка Лиловая и дядюшка Синий» (“Tant Grön, Tant Brun och Tant Gredelin”)

Не смотря на трудности, переживаемые семьей, Эльза не изменяет своей мечте. Она поступает в Высшую техническую школу Стокгольма и готовится стать учительницей рисования. В 1897 в альманахе «Рождественский гном» появляется первый рассказ Бесков. А в 1897 выходит первая книжка «Сказка про крошку-старушку».

Рубеж веков был важнейшим периодом в истории шведской детской книги. В 19 веке скандинавские писатели открыли для себя богатство национального фольклора, что подтолкнуло рождение литературной сказки. Постепенно менялись и педагогические взгляды. Детей не только стали замечать, но и всерьез задумались о том, как сделать воспитание и образование созвучным веяниям времени. Большая роль в этих переменах уделялась детскому чтению. Появилось много альманахов для детей, привлекавших авторов и художников к работе для детской аудитории.

Вот в такое время и вошла в литературу Эльза Бесков. Ее работы были выдержаны в духе идей национального романтизма — художественного течения рубежа 19-20 веков, к которому принадлежали многие скандинавские художники того времени, в том числе Карл Ларсен, оставивший немало зарисовок семейных сцен и сельского быта, а также Йон Бауер — великий художник-сказочник, открывший читателям мир гномов и эльфов.

В 1895 году Эльза выходит замуж за Натаниеля Бескова, священника, художника, человека деятельного и прогрессивного. Это был счастливый брак: супругов объединяли общие взгляды и они всегда поддерживали друг друга. Натаниель даже пробовал сам сочинять детские книги, которые охотно иллюстрировала его жена. Эльза и Натаниель поселились в Юрхольмене в доме, окруженном большим заросшим садом. Здесь у них родилось шесть сыновей, так что рассказывать сказки было кому. А мальчики, в свою очередь, часто позировали матери, помогая создать персонажи новых книг.

Настоящий большой успех пришел к Эльзе Бесков в 1901 году, когда появилась ее книга «Приключения Путте в черничном лесу» (”Puttes äventyr i Blåbärsskogen”). К этому времени уже сложился авторский стиль книг Бесков — динамичные линии контурного рисунка, подкрашенного акварелью, деликатное цветовое решение — все это роднит художницу с такими мастерами детской книги как Кейт Гринуэй и Уолтер Крейн. Цветная иллюстрация в книге занимает целиком правую полосу, а текст и черно-белый рисунок размещаются на левой странице. Картины природы неизменно присутствуют в этих книгах, Бесков тщательно и любовно выписывает цветы, кусты и деревья — эскизы можно было делать не отходя от дома! - рисует зверей и сказочных лесных жителей - сыновья уверяли, что именно таких встречали, играя в их саду или гуляя в лесу.

Эльза Бесков умела находить чудеса и приключения буквально повсюду: в доме, на дворе, на соседней улице, на лугу и в роще. Героями сказок становились не только волшебники и принцессы, но и самые обычные девочки и мальчики, а еще — растения, что росли в саду и в поле, лесные звери и даже грибы! На все вокруг смотрела сказочница внимательным понимающим взглядом, от того и сказки у нее получались добрые, а маленькие герои — решительными и любознательными. Эльза Бесков хотела, чтобы ее дети выросли такими же смелыми и справедливыми, как принцы и принцессы из ее сказок, такими же веселыми и трудолюбивыми, как дети Лесного гнома, и чтобы они знали и любили родной край, как маленькая лесная фея, которая не променяла свой лес на апельсиновые сады далеких теплых стран.

«Сказку можно найти, где угодно — в каждой обыденной мелочи. Любые идеи, любые фантазии могут стать ею. Сказки повсюду. Куда бы вы ни шли, они в любой момент могут неожиданно выпрыгнуть на вас, подобно смеющимся, озорным детям, играющим в прятки», - считала Эльза Бесков.

Рисунки Бесков полны мелких деталей, которые подстегивают фантазию читателя. Вымысел и реальность переплетены так неразрывно, что самые волшебные чудеса кажутся вполне достоверными. Почти все книги Бесков неразрывно связаны с родной природой. Лишь в «Солнечном яйце» появляется заморский фрукт апельсин. История создания этой прекрасной книжки весьма грустная: переживая гибель одного из сыновей, Бесков в начале 30-х годов совершила путешествие по Европе. Художница привыкла вплетать в свои книги события собственной жизни, вот и воспоминания о солнечной Испании превратились в сказку.

Эльза Бесков не только сочиняла и рисовала свои собственные книги, часто она иллюстрировала стихи и сказки других авторов — Алисы Тегнер, Амалии Фальстед, Жанны Отердаль, в свою очередь некоторые сказки Бесков иллюстрировали другие художники, например, Йон Бауер.

Художница всегда внимательно относилась к мнению маленьких читателей. Так, самую первую свою книжку о крошечной старушке она переделывала несколько раз: в первом издании сказка заканчивалась коротким: «Кыш!» и кошка убегала, но при переиздании издатели попросили автора добавить строчку: «Кошка убежала в лес и больше не вернулась» - именно так кончалась народная песенка, которую они помнили с детства. Но маленьких читателей волновала судьба сбежавшей кошки: каково ей там в лесу? И вот, спустя 50 лет, Бесков сочинила новый финал, подарив читателям надежду: «Может, она еще и вернется домой».

Книги Эльзы Бесков, и в первую очередь, ее иллюстрации, привлекали читателей не только в Швеции. Очень скоро они были переизданы в разных странах.

Так, «Путте в черничном лесу» уже в 1903 году был издан на немецком и польском, в 1912 на датском, а в 1931 на английском. В Польше эта книга также вышла с иллюстрациями Бесков, но с новым более длинным текстом, который сочинила знаменитая польская сказочница Мария Конопницкая, при этом имя шведской художницы вообще не упоминалось. Книжка была настолько популярна, что ее даже включили в список обязательного внеклассного чтения для польских школ.

В России книги Эльзы Бесков также стали известны очень рано. Книжка «Путте в черничном лесу» вышла под названием «Черничный дедка» в 1903 году в издательстве Девриена в Санкт-Петербурге. Автор была указана на русский манер — Э.Бескова, также указывалось, что текст дан в пересказе со шведского, который сделал некий «дядя Як». В 1905 году вышли еще две книжки с иллюстрациями Бесков (но имя ее указано не было), основанные на сборнике стихов Ж.Отердаль «Blommornas Bok» - «По лугам и лесам» и «Апрелечка» (Издательство Кнебель), автор текста здесь указан только инициалами РК, возможно предположить, что это была Раиса Кудашева. В 1907 году в издательстве Кнебель выходит «Тося на лыжах» (“Olles skidfärd”), а в 1908 - «Дюймовочка». В 1913 появляются «Лесовички» («Tomtebobarnen”), на этот раз автор текста указан полностью — Раиса Кудашева. Эта же книга выходит и в издательстве Девриена под названием «Под старою сосной», и указанием «стих.перевод Е.Кондратьевой».

Молодая советская педагогика оценивала детские книги по их практической ценности для юных читателей. В 1920-е гг. сказки многими считались чтением вредным, а вот рассказы из реальной трудовой жизни — полезными. Пригодилась и шведская книжка про то, как мальчику справили новую одежку. Книга Эльзы Бесков («Pelles nya kläder”) "Петино новое платье" (так в переводе), вышла в 1924 г. с оригинальными илллюстрациями. А в 1927 она появилась уже как "Петина новая куртка" и на этот раз с новыми иллюстрациями А.Куликова.

Свою последнюю книжку Эльза Бесков выпустила в 1952 году. На этот раз она решила соответствовать духу времени и сочинила сказку «Красный автобус, зеленый автомобиль», где главным героем стал … автомобиль «Вольво».

Целых пол-века сочиняла Эльза Бесков сказки для детей. Ее творчество оказало большое влияние на развитие шведской детской книжки-картинки. Рисунки Бесков теперь неотъемлемая часть детства любого шведа, они встречаются не только в книгах, а буквально повсюду: в календарях, на детской посуде и одежде, тетрадках и линейках — и в этом не столько дух коммерции, сколько желание не расставаться с любимой сказкой.

В 1952 году Эльзе Бесков была вручена почетная награда — медаль Нильса Хольгерссона. А в 1958 году Библиотечным союзом Швеции была учреждена награда уже ее имени - медаль Эльзы Бесков, она вручается художнику, который создал лучшую детскую книгу или книгу-картинку года. Самый первый раз в 1958 году эта награда была вручена Туве Янссон за книгу «Опасная зима». С тех пор в этом списке много прекрасных названий и имен.

***

Эльза Бесков - Сказка о маленькой-премаленькой старушке

В коллекции Отдела детской литературы почетное место занимают книги шведской художницы и писательницы Эльзы Бесков (1874 - 1953). Ее книги известны в Швеции каждому ребенку и каждому взрослому. Они издаются и переиздаются уже больше века и пользуются неизменной любовью, но в то же время споры о них не замолкают! Одни обвиняют Эльзу Бесков в слащавой сентиментальности, другие, наоборот, считают бунтаркой. (Социальная ангажированность, похоже, считается у шведов обязательным качеством для настоящего детского автора).

Что ж, Эльза Бесков не была «доброй тетушкой», хотя была заботливой мамой шести сыновьям, преданной женой мужу-теологу, и педагогом, придерживавшимся весьма радикальных взглядов. Все эти качества, плюс яркий талант художницы и сказочницы, и обеспечили успех ее книжкам-картинкам.

Первая книга Эльзы Бесков «Сказка о маленькой-премаленькой старушке» вышла в 1897 году. Этого издания, ставшего признанной классикой, у нас в коллекции, увы, нет. Но вот следующая книга, появившаяся спустя год в 1898 — ЕСТЬ.

Об этой книге пишут намного реже, чем о сказках. А жаль. Она не только увлекательно и наглядно рассказывает о жизни шведских детей того времени, но представляет интерес и для тех, кто хотел бы побольше узнать о самом авторе — Эльзе Бесков, ее взглядах, вкусах, пристрастиях.

Эльза Бесков была приверженцем идей знаменитого шведского педагога-реформатора Элен Кей. Она ратовала за свободное воспитание детей, поощрение их творческого развития, наряду с трудовым воспитанием, большое значение уделяла игре.

И все это мы найдем в этой книжке! Радостный солнечный мир детства представлен на каждой картинке особым сюжетом.

Если в первой книжке, Эльза Бесков использовала фольклорное детское стихотворение, то в этой книге впервые выступает и как автор текста. Хотя и видно, что ей намного легче рассказывать рисунками, а не словами.

Следуя за автором мы попадаем в лес или на огород,

в поле или на речку,

в школу

и на сельский праздник

И повсюду оказываемся втянуты в удивительные приключения и открытия, хотя, кажется, занимаемся вполне повседневными делами. Так ведь и в жизни ребенка: каждый день — новая страница.

© Ольга Мяэотс, 2014 Г.

  en ru