(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Claudia Boldt
Клаудиа Болдт

«Книжки-картинки ведь не только для детей. Досадно, что у них такая репутация. Визуальная грамотность несправедливо недооценивается. Надо это менять!»

Клаудиа Болдт родилась в Германии, в настоящее время живёт и работает в Лондоне. После учёбы в Школе искусств в Глазго поступила в Кингстонский университет на Факультет искусства, дизайна и архитектуры: там она изучала промышленный и графический дизайн. Уже во время учёбы нарисовала свою первую книжку-картинку («Star Gazers…»; правда, издать её удалось несколькими годами позже). Выбор этого направления искусства Клаудия Болдт объясняет просто: «Мне хотелось рассказывать истории и, в то же время, хотелось рисовать. Книжка-картинка – позволяет делать и то, и то».

Выпускной год оказался очень плодотворным. За магистерской степенью в иллюстрации последовал проект, который существует до сих пор. Вместе с художницей Катариной Коал (с ней она познакомились ещё в кёльнском детском саду, который они обе терпеть не могли - это объединяло их уже тогда) Клаудиа Болдт основала совместную художественную и дизайнерскую студию – место, где они и другие художники могли бы поддерживать и вдохновлять друг друга. Для студии выбрали мастерскую в Восточном Лондоне и назвали её «Claud-cuckoo studio» («claud-cuckoo land» – с англ. страна грёз; кроме того это игра слов, связанная с именами основательниц). При студии появилось дизайнерское издательство - «Bolt edition», где печатают малыми тиражами на ризографе. Чуть позже стали выпускать художественно-познавательный «Loop» - «журнал, который думает, что он газета», «для детей, которым интересно абсолютно всё» (так его позиционируют издатели). Журнал оформляют молодые английские иллюстраторы, в том числе и сама Клаудиа Болдт.

«Если бы вы побывали в моей студии, то оценили бы неохватное небо и закаты над Восточным Лондоном».

Инкогнито-корги - герой, которого Клаудиа Болдт придумала для оформления каталогов детской одежды "Mini Boden".

В 2011 году, через четыре года после того, как Клаудиа Болдт закончила университет, её иллюстрации были отобраны для участия в Болонской книжной выставке и удостоились престижной английской награды, о которой многие начинающие художники могут только мечтать - «Booktrust Best New Illustrators Award». В этом же году английское издательство «Child’s play» выпустило первые две книжки-картинки Клаудии Болдт – «Uugghh!» (о разной красоте) и «Star Gazers, Skyscrapers & Extraordinary Sausages» (о разных мечтах). К настоящему моменту Клаудией оформлено совсем немного книг, но не стоит забывать, что она участвует и во множестве других проектов, занимается журнальной и рекламной графикой, придерживаясь примерно тех же принципов и стиля, что и в иллюстрировании книг для детей (характерный пример: оформление каталогов "Mini Boden").

Как и у многих молодых художников, техника Клаудии Болдт всё ещё немного меняется от книги к книге (и это очень хорошо!). Начинала она с трафаретной печати и линогравюр - ей нравились получающиеся таким способом текстуры – но достигнуть желаемого эффекта не получалось. Затем ей пришла идея, как можно соединить тушь и карандашные линии, играя со слоями и заливкой в графических программах. Некоторые художники старой закалки отрицательно относятся к компьютерному вмешательству в иллюстрацию, но цифровые технологии экономят время и позволяют экспериментировать тем, кто использует элементы коллажа в своей работе. Например, у Клаудии Болдт в результате её экспериментов получается около двадцати версий одной иллюстрации - из них она выбирает лучшую. При этом ей нравятся естественные границы объектов на рисунке: чтобы их сохранить, она вырезает элементы будущей иллюстрации вручную.

Приглушенная пастельная палитра – заметная особенность стиля художницы - сразу же выделяет её книжки-картинки среди в целом довольно яркого по цветовым решениям жанра. Среди отзывов на её книги часто встречаются эпитеты вида «винтажный шик» и «цвета детской комнаты». Нежные оттенки будто сразу говорят: «Всё закончится хорошо, это добрая книжка». В последних её работах появилась новая особенность - белый контур вокруг героев и объектов – он придаёт минималистичным изображениям объём, наполняет иллюстрации воздухом и создаёт эффект движения. Клаудиа Болдт упоминает о своей о страсти к рисованию городов: и действительно, нарочито примитивные, но при это дотошно нарисовнные ажурные дома можно встретить во многих её работах.

«Что я люблю больше всего, так это придумывать и рисовать смешные и немного абсурдные истории для четырёхлеток».

Автор книжки-картинки почти всегда не только художник, но и рассказчик. Клаудиа Болдт берёт в расчёт взрослых, поэтому её истории не плоские и прочитываются по-разному в зависимости от того, кто читает, взрослый или ребёнок. Её герои живые, обаятельные и чуточку нелепые, с выраженнными характерами. Не идеальные, а со своими «заморочками», именно такие герои вызывают у читателей больше всего симпатии.

Интервью с Клаудией Болдт:

Выдержки из интервью:

-Почему вы стали создавать книжки-картинки?

-Мне хотелось рассказывать истории и, в то же время, хотелось быть иллюстратором. Книжка-картинка даёт возможность делать и то, и то.

-Почему важно вдохновлять детей читать?

-Я думаю, детское чтение объединяет их с родителями и помогает узнавать о мире. Мне кажется, у взрослых всё так же. Чтобы получать удовольствие, для развлечения.

-Каким бы персонажем вы бы хотели быть?

-Я была бы червячком из «Книжных миров» Ричарда Скэри. Я бы везде каталась и, думаю, работала репортёром. Не думаю, что он репортёр, но я на его месте, наверное, была бы.

-Опишите себя в детстве несколькими словами.

-Упрямая. Непослушная авантюристика. Немного застенчивая и, может быть, иногда испуганная.

Книги с иллюстрациями Клаудии Болдт из коллекции Детского зала:

Boldt, Claudia. Odd Dog. London: Cape, 2012. 27 c.
ISBN 978-1-780-08005-5
Claudia Boldt - Odd Dog

Таксу Хельмуту нет абсолютно никакого дела до сахарных косточек, о которых грезят другие собаки. Такс Хельмут – гордый обладатель яблоневого дерева, на котором растут вкуснейшие яблоки. Казалось бы, живи и радуйся. Но безмятежное счастье и покой Хельмуту только снятся: его сутками напролёт мучает навязчивая идея, что ближайший сосед Игорь только прикидывается паинькой и за неброской и располагающей к себе внешностью кроется беспринципный яблочный вор.

Бедняга Хельмут буквально сходит с ума: днём он беспрестанно пересчитывает яблоки и не сводит глаз с соседнего участка, а ночами ему снятся кошмары, в которых Игорь в бандитской маске утаскивает весь яблочный урожай к себе. В минуту отчаянья ему даже начинает казаться, что у него самого ничего хорошего в жизни не было, кроме этих яблок, а вот Игорь всегда получал всё, что хотел.

И тут-то и случается худшее – самое спелое, самое желанное яблоко – бац! – и падает прямо в миску Игорю.

Хотите узнать, чем закончится эта душераздирающая история? Читайте книжку-картинку английского иллюстратора Claudia Boldt "Odd Dog" (Клаудиа Болдт "Странный пёс").

Судебных тяжб и кровавой мести ждать не стоит, ведь это книга для маленьких детей. А мораль (приоткроем завесу тайны) проста и мудра - доверься миру и всё окажется совсем не таким страшным, как казалось.

Boldt, Claudia. Melvin. The (Un)luckiest Monkey in the World. London: Tate Publishing, 2013. 26 c.
ISBN 978-1-84976-086-7

© Анна Штейман, 2014 г.

  en ru