(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Carll Cneut
Карл Кнют

Все бегут, летят и скачут

Один из самых известных современных бельгийских иллюстраторов, Карл Кнют (р.1969), в детской книге очутился почти случайно. До 2000 года он работал графическим дизайнером в рекламном агентстве, а до художественного училища вообще серьезно подумывал о том, не стать ли ему цирковым артистом. Но детские книжки оказались ближе: он признается, что ребенком мало читал, но всё равно любил яркие, нарядные издания сказок - просто из-за их красоты, а не из-за содержания.

Профессия иллюстратора Кнюту нравится тем, что каждый раз внутри переплета художник создает целую вселенную. У книги очень долгая жизнь: то, что дизайнер делает для журналов, забудется к следующему номеру, а вот детские книжки и через полвека кто-нибудь сможет найти у букиниста и забрать домой. А еще работа иллюстратором не означает обречение себя на одиночество в мастерской: художник много путешествует, встречается с читателями и проводит мастер-классы.

У Кнюта есть теория о двух типах иллюстраторов: одни "работают сердцем", а другие - "головой". Художник не ставит одних выше других, но себя причисляет к "рисующим головой": он долго прорабатывает макет, конструируя книгу, работает с несколькими слоями, вдумчиво комбинируя различные элементы. Он считает себя даже не столько художником, сколько ремесленником, специализирующимся на создании книг.

Иллюстратор черпает вдохновение из многих источников, но более всего - из творчества его соотечественников: бельгийского живописца Джеймса Энсора и, конечно, южно-нидерландского мастера - Питера Брейгеля Старшего. Шумное веселье и яркие краски народного карнавала, в котором смешиваются в одно цветное пятно люди животные и в котором так легко затеряться маленькому одинкому человек - этот мотив из полотен классиков северной живописи оказался близок и современному иллюстратору.

Edward Van de Vendel, Carll Cneut Een miljoen vlinders (One million butterflies). De Eenhoorn, 2007.
Джеймс Энсор. Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года, 1888.
Питер Брейгель Старший. Битва Масленицы и Поста, 1559

Кнют не стремится рассказать истории, которую дети смогут сразу понять целиком. К таким историям относится Greta la matta [Geert De Kockere; Безумная Грета]: рассказ о женщине, ставшей изгоем в родной деревне. Ребенок, возможно, не задумается о серьезных проблемах, лежащих в основе истории, взрослых же она натолкнет на размышления об обществе, религии и о жизни.

Greta la Matta. Amalphi, 2005.
ISBN: 978-8845920097

Книга должна оставлять пространство для детского воображения; ребенок как бы становится соавтором книги. Кнют любит изображать персонажей в профиль, чтобы читатель мог додумать выражение лица. Часто обрезает силуэты по краю страницы: так кажется, что персонаж убегает из пространства рассказа на просторы мира, не вошедшего в книгу, но, тем не менее, существующего. Художник добавляет второстепенные, но очень красноречивые детали: почему у этого героя потерта одежда? почему он занят тем, а не иным? во что играют дети в фоне? из чего мама персонажа сварила ему суп? "Всё, что не упомянуто в тексте, может быть додумано иллюстратором".

Het ongelooflijke liefdesverhaal van Heer Morf. De Eenhoorn, 2002.

Например, в книге "Вилли" иллюстратор нарочно рисует слона на белом фоне. "Когда я показываю эту картинку детям, они видят слона - но каждый по-своему. У кого-то в воображении слон одет как артист цирка, кто-то представляет его в джунглях, а кто-то - у себя дома. Сколько читателей - столько и вариантов истории. Мне эта мысль очень нравится. Каждая хорошая книга создается в трех вариантах: история написанная, история нарисованная и история, рожденная в читательской голове. В этом и заключается моя основная цель: создать для каждого читателя совершенно особенную книжку".

Peter Verhelst. Het geheim van de keel van de nachtegaal (The secret of the nightingale’s throat). De Eenhoorn, 2008.

© Екатерина Ескина, 2014 г.

Карл Кнют рассказывает (на фламандском) о себе:

Книги с иллюстрациями Карла Кнюта из коллекции Детского зала:

Malachy Doyle. Antonio on the other side of the world, getting smaller. Walker Books, 2003
Marilyn Singer. City Lullaby. New York: Clarion Books, 2007.
Carl Norac. Monster, don't eat me! Groundwood Books, 2006
  en ru