Rebecca Dautremer
Ребекка Дотремер

Ребекка Дотремер, одна из самых популярных французских художниц, родилась в 1971 году во Франции в городе Гап. Она интересовалась фотографией, графикой и дизайном, поэтому поступила в Высшую Государственную школу Декоративных Искусств, где стала изучать графику. Этому занятию художница решила посвятить свою жизнь, но еще будучи студенткой, она начала сотрудничать с издательством «Готье-Лангеро».
Дотремер считает, что иллюстратором стала случайно. В то время издательство искало людей, которые придумывали бы переводные картинки, книжки-раскраски и наклейки. Ребекка пришла туда студенткой с папкой ученических работ, но художественный директор сумел разглядеть в ней талант и дал работу. Спустя месяцы художнице доверили проиллюстрировать первый альбом, потом еще один, на нее обратили внимание в других издательствах. Через пять лет, Ребекка вдруг поняла, что несмотря на свое намерение стать художником-графиком, она работает только в сфере иллюстрации.
Ребекка работает преимущественно с гуашью, маленькими штрихами на акварельной бумаге. Сначала она слегка промасливает бумагу, чтобы уплотнить цвет, потом обводит карандашом рисунок, а дальше тонкими штрихами и мазками добивается нужных формы и цвета. Ребекка считает, что она не умеет играть с цветами, поэтому чаще всего рисует в красных тонах, уделяя большое внимание оттенкам и фону.
Раньше Дотремер искала новые идеи, изучая иллюстрации других художников, сейчас она намного меньше следит за творчеством других иллюстраторов, а вдохновение ищет в фотографиях. Дотремер уделяет большое внимание композиции и использует в иллюстрациях такие фотографические приемы, как размытость и нерезкость.

В 2003 году Филипп Лешермейер попросил Ребекку проиллюстрировать его книгу «Принцессы неизвестные и забытые», она отказалась, ее мало привлекала данная тематика и даже пугала настолько «конфетно-жевательная» история. Однако Лешермейер настаивал, и Ребекка согласилась. Впервые у нее был такой взаимный обмен с автором: они вместе поработали над ритмом произведения, подробно проговорили и прописали персонажей, которых Дотремер хотела изобразить. По словам Ребекки, не все писатели готовы так сотрудничать с иллюстраторами, многие не готовы редактировать текст, другие имеют слишком четкие представления о том, какие должны быть иллюстрации к их книгам. Лешермейер же дал ей полную свободу. В 2004 году, когда работа была практически закончена, издатель, испугавшись коммерческого провала из-за пародийного и экстравагантного тона альбома, понизил тираж. В ноябре 2004 года альбом наконец-то был издан, это был стремительный успех: через 10 дней после выхода книжки, склады опустели. В 2014 году книга «Принцессы неизвестные и забытые» вышла в России в издательстве «Махаон», она невероятно полюбилась читателям во многом благодаря замечательному переводу Ирины Кузнецовой.


В ноябре 2010 года вышла книга «Алиса в стране чудес» и иллюстрациями Ребекки Дотремер. Ребекка долго сомневалась, стоит ли ей браться за эту работу, поскольку не любит диснеевскою Алису. Кроме того, Алису иллюстрировали столько раз, что обязательно нужно было предложить что-то новое и необычное, но одновременно и не переборщить, это очень сложно. Через некоторое время Дотремер наткнулась на фотографию прототипа Алисы, черноволосую девочку с челкой. Как только художница поняла, как будет выглядеть ее Алиса, работать стало легче. Многие считают, что Ребекка изобразила себя, но нет, просто ее Алиса не может быть блондинкой, в ее мире девочки не бывают блондинками. В книге полный текст Кэрролла, это было совместное решение Ребекки и издателя. Либо целый текст, либо книга вообще без текста.
Над многими книгами Дотремер работает вместе со своим мужем Тай Марк Ле Таном. Когда Ребекка решает, какую книгу можно было бы проиллюстрировать, она руководствуется тем, что интересно публике. В какой-то момент ей захотелось поработать над персонажем, известным во всем мире, и выбрала Сирано де Бержерака. Тай Марк написал адаптированный текст по мотивам пьесы Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак", а Ребекка сделала все иллюстрации.
Ей совсем не хотелось работать над стилем и костюмами французского фольклорного барокко. Поэтому Ребекка решила изобразить, что-то максимально неправдоподобное, смесь японского кимоно и кружев. Поскольку Дотремер не хотела останавливаться на японской манере, иллюстрации получились в футуристическом духе, где идеи одной эпохи помещаются в другую.
Текст Тая получился насмешливым и остроумным, а иллюстрации мрачные. В совместной работе Дотремер и ее мужа так выходит часто: она все изображает грустным и меланхоличным, а Тай Марк веселым, это позволяет сохранить атмосферу не слишком мрачной.

В последние годы Дотремер сама начала писать книги, все началось с книги "La tortue geante des Galapagos". Ей захотелось нарисовать животных, которые переодеваются в других животных. Ребекка написала маленький текст, скорее маленькие сценки, диалоги. Поскольку история очень простая, в иллюстрациях она решила использовать антураж театра, с актерами, афишами, ложными биографиями и сплетнями. Первый раз она отвечала за все сама.

Потом в 2011 году издательство «Готье-Лангеро» выпустило книгу «Маленький театр Ребекки», которая стала своеобразным итогом всего ее творчества. В этой книге появились все персонажи, которых когда-либо создавала Дотремер. Иллюстрации изготовлены с помощью лазерного принтера, каждый вырезанный персонаж, соединяясь с другими, образует объемные картинки. Это такая тонкая работа, книжка кажется такой хрупкой, что к ней страшно даже прикоснуться.

Ребекка Дотремер мастер на все руки: она художник, участвует в выставках, иллюстрирует и пишет детские книги, работает в печатных изданиях, придумывает визуальные ряды для разных рекламных кампаний и даже снимает мультики. Работает она медленно и тщательно. Чтобы получилась хорошая книга, времени нужно много, поэтому ее основное правило: не больше двух книг в год.

Официальный сайт: www.rebeccadautremer.com
Каменская Софья, 2015 г.