(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Игорь Олейников

Родился 4 января 1953 года в городе Люберцы Московской области.

В 1979 в качестве ассистента художника-постановщика пришёл на киностудию "Союзмультфильм"; спустя некоторое время сам стал художником-постановщиком.

В 1991-2000 работал в российском филиале студии ВВС "Кристмас Филмз".

С 1986 параллельно с работой в анимации сотрудничает с детскими периодическими изданиями (журналы "Миша", "Трамвай", "Куча-мала", "Улица Сезам", "Шаровая молния", "Спокойной ночи, малыши!", альманах "Колобок и Два жирафа"), а также с книжными издательствами.

С 2001 начинал иллюстрировать книги издательств Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии. Участвовал в книжных выставках в России, Литве, Эстонии, Германии, Тайване, а также в Братиславской бьеннале "BIB" в (2003, 2004, 2005), был финалистом выставки "Болонья-2004". В 2006 получил диплом на Таллиннском триеннале иллюстрации стран Балтии.

Блог художника: olejnikov.livejournal.com

А.Толстой. Аэлита. М.: Издательский дом Мещерякова, 2013

Е.Ескина
Все бегут, летят и скачут : художник Игорь Олейников

Хороший мультипликатор – а на «Союзмультфильм» других не брали – должен уметь придумывать персонажей. Да так, чтобы в их всамделишность хотелось верить. А что бывает, если художник-мультипликатор решит переквалифицироваться в художника- иллюстратора? Получаются персонажи, которые всё время куда-то «бегут, летят и скачут». Одним из известных примеров такой «переквалификации» был знаменитый Владимир Сутеев. Другим – Игорь Олейников.

Путь Игоря Олейникова в детскую книгу пролегал через коридоры «Союзмультфильма». Всё детство, поддерживаемый мамой-художницей, он увлечённо рисовал. В двери главной анимационной студии Олейников постучался, вооружившись накопленным самостоятельным опытом рисования, рюкзаком идей и чемоданом оптимизма. Мультипликаторы оценили и приняли молодого художника в свои ряды.

В 1986 году Олейников стал пробовать свои силы в журнале «Миша», потом были «Трамвай», «Куча мала», «Улица Сезам». Вскоре в издательстве «Просвещение» вышла и первая книга с его иллюстрациями — «А я был в компьютерном городе» (1990). Сами компьютеры – редкая по тем временам диковинка – по собственному признанию художника, были нарисованы исключительно «из головы». Зато персонажи вышли все как один «фирменные олейниковские» — симпатичные, живые и каждый со своим неповторимым характером. Как он их придумывает? «Получается портретное сходство зачастую, сам того не желаю. Во-первых, все художники рисуют с себя вольно или невольно. У меня очень многие персонажи похожи на меня. В «Оранжевом верблюде» есть Художник, я даже не скрывал, что хотел нарисовать его с себя. А так, чтобы портретно – специально никогда».

За первой книгой последовали чёрно-белые «Сокровища венецианского купца», «Приключения барона Мюнхгаузена» (1999), «Алиса в стране чудес» (1999), «Приключения жёлтого чемоданчика» (2000) и «Хоббит» (2000). Хотя монохромная графика нетипична для последующего творчества художника, его динамический стиль в ранних книжных работах уже явно прослеживается. Листая страницы, ощущаешь себя соучастником происходящего, словно подглядываешь из-за плеча персонажей за разворачивающимся действом.

За работой в журналах не забывал Олейников и мультипликацию. Непростые 1990-е застали художника в... Северном Уэльсе. Британская студия «Christmas Films» пригласила его сотрудничать сначала в качестве мультипликатора, а затем и режиссёра-постановщика. В те годы, работая над созданием анимационных «сказок-опер» и сказок народов мира, Олейников, по наказу студии, много путешествовал по разным странам, набираясь впечатлений и путевых зарисовок для будущих мультфильмов. Годы эти не прошли бесследно: «Конечно, аниматорское прошлое из меня прёт и лезет. Вся эта выразительность движения, ракурсы, позы, мимика – это всё оттуда. Персонаж сам – потому что в анимации огромное значение придаётся персонажу».

Как бы то ни было, настоящая известность пришла к Игорю Олейникову всё-таки в иллюстрации. И вполне вероятно, что привела к этому одна очень важная встреча. Ещё в «Улице Сезам» он познакомился со своим младшим коллегой и, впоследствии, старшим наставником Кириллом Чёлушкиным. Тот уже работал в книге — хотя, к слову, тоже не был художником по специальности — и придумывал там такое, что Олейников захотел непременно у него поучиться. Игорь перенял у Кирилла крайне понравившуюся живописную технику, позволяющую быстро создавать впечатляющие лучезарные иллюстрации и, при необходимости, так же оперативно вносить в них изменения – а это всегда крайне ценилось издателями. Эта техника полностью отвечала его привычке быстро рисовать, он признается: «Не могу долго работать, мне надо, чтобы за вечер, за день была готова картинка». Через некоторое время, обретя уверенность в книжной иллюстрации, Игорь Олейников пошёл по своему собственному пути. С масла он перешёл на свою технику – гуашь сухой кистью, обрабатываемую на компьютере.

Отточив технику рисунка, Олейников всерьёз взялся за композицию: «Художником-постановщиком, которому надо задавать композицию кадров, я был. Но в книге я долгое время не уделял внимание композиции, не считал её чем-то важным. Для меня было важно, ЧТО нарисовано: как можно больше всего, посмешней. А общая композиция у меня до «Мыши Махалии» (2007) хромала жутко — и только Кирилл Чёлушкин меня научил её выстраивать. Ведь динамика — это не просто персонаж динамичный нарисован; это значит, динамике подчинено всё!» С «Махалией» связана немаловажная страница в биографии Игоря Юльевича — его работы для зарубежных издательств. С 2002 года трудами агентства «Пиарт» Олейникова стали приглашать к сотрудничеству сначала тайваньский «Grimm Press», потом знаменитое швейцарское «NordSud Verlag», японцы, корейцы, итальянцы и даже американцы. Для последних он и нарисовал книжку-картинку о «великой американской мечте» — «Мышь Махалия идёт в колледж». Книга о трудолюбивом мышонке, покорившем Гарвард, потребовала немалых усилий: заказчики терпеливо разъясняли своё видение сюжетных поворотов и настаивали на буквально документальной точности в важных деталях. Зато и результатом все остались довольны. А вот тайваньцы, наоборот, в андерсеновском «Соловье» (2006, переиздана издательством «Азбука» в 2009 году) позволили художнику фантазировать, сколько пожелается. В итоге у Игоря Юльевича получилась одна из самых задумчивых и нежных его книг, полная, как и рассказ Андерсена, не исторической конкретики, а впечатлений от Востока, стилизации под «китайщину». Точно так же в «Балладе о маленьком буксире» Олейников «даже не пытался передавать питерскую атмосферу», потому что «пытаться из Москвы нарисовать атмосферу Питера – смешно», ведь «это могло происходить в любом порту мира».

На иллюстраторскую карьеру Игоря Олейникова повлияли многие мастера детской книги. Много лет назад, оформляя «Разные разности», Олейников ездил на дачу к «самому» Борису Заходеру. А в 2000 году происходит ещё одна встреча, повлиявшая на творчество Игоря Юльевича — он знакомится с известным детским писателем Андреем Усачёвым и начинает иллюстрировать его книги. За «Ужастиками» (2000) последовали «Оранжевый верблюд» (2002), «Сказочная история воздухоплавания» (2003) и «Сказочная история мореплавания» (2004), а также целых два «Котобоя» (оба - 2011). Иллюстрировал художник и многие другие авторские сказки, как наших современников — «Босую принцессу» Софьи Прокофьевой, «Как Дед Мороз на свет появился» (2010) Марины Москвиной — так и книги отечественных писателей, уже ставших классиками: «Балладу о маленьком буксире» Иосифа Бродского (2011) и «Все летят, бегут и скачут» Даниила Хармса (2010). Стихи последнего, словно скачущие вприпрыжку под ритм пионерского барабана, Олейникову особенно понравились: «Это хорошая книжка! Причём когда я её брал, я к Хармсу был совсем равнодушен — а потом проникся этим абсурдом страшно». Да и дети у Хармса – деловые, увлекающиеся, озорные и непоседливые. Заметно, что художник им искренне симпатизирует – не то, что жадному мальчику из сказки «Джек и бобовый росток», оформленной для китайского издательства. Его он «сделал совершенным мерзавцем», так что справедливость восторжествовала — если уж не в сказке, то хотя бы в иллюстрациях к ней.

К концу 2000-х Игорь Олейников всё уверенней чувствует себя в создании не просто отдельных иллюстраций, но всего комплекса книжного оформления. Всё более и более его книги напоминают цельный организм, подчиненный единому ритму и стилю. Яркие примеры тому – недавно вышедшие «Нос» (2011), «Мифы Северной Европы» (2011) и «Баллады о Робин Гуде» (2012). Живая выразительность и индивидуальность, обычно так свойственная его персонажам, в них, возможно, не столь сильна, сколько в предыдущих книгах. На первый план выступает место, а не человек. Можно ли назвать результаты экспериментирования с пространством удачными? Судить читателям. Определённо можно сказать одно: эксперименты и новшества в книгах Игоря Олейникова будут продолжаться. Ведь учиться ему нравится.

© 2013

Работы

2014 Король Артур и рыцари круглого стола (Г.Гильберт,Дж.Ноулс)
2014 Путешествие на Тандадрику (В.Жилинскайте)
2014 Про то, чего не может быть (Э.Лир)
2013 Кто открыл Америку (И.Бродский)
2013 Братец Кролик и братец Воробушек (Дж.Харрис)
2013 Вол и осел при яслях (Ж.Сюпервьель)
2013 Две невесты и любовный напиток (С.Прокофьева)
2013 Аэлита (А.Толстой)
2013 Рабочая азбука (И.Бродский)

2013 Братец Кролик рыболов (Дж.Харрис)
2012 Сказки дядюшки Римуса
2012 Приключения Котобоя 2011 "Тень".Л.Шварц
2011 Баллады о Робин Гуде
2011 Панда Конфуций
2011 Нос
2011 Миша ищет ночлег
2011 Мифы северной Европы
2011 Котобой 2
2011 Котобой 1
2011 Баллада о маленьком буксире
2010 Сказочная история мореплавания
2010 Сказочная история воздухоплавания
2010 Миша и синий зонт
2010 Как слониха упала с неба
2010 Как Дед Мороз на свет появился
2010 Все бегут, летят и скачут
2010 Волшебная кисточка
2010 Босая принцесса
2009 Питер Пэн
2009 Медведь и бабочка
2009 Легенда о восточном календаре
2009 Колыбельная книга
2009 Император и соловей
2009 Бременские музыканты
2011 Мифы северной Европы
2011 Котобой 2
2011 Котобой 1
2011 Баллада о маленьком буксире
2010 Сказочная история мореплавания
2010 Сказочная история воздухоплавания
2010 Миша и синий зонт
2010 Как слониха упала с неба
2010 Как Дед Мороз на свет появился
2010 Все бегут, летят и скачут
2010 Волшебная кисточка
2010 Босая принцесса
2009 Питер Пэн
2009 Медведь и бабочка
2009 Легенда о восточном календаре
2009 Колыбельная книга
2009 Император и соловей
2009 Бременские музыканты
2005 Что случилось с Пасхальным Кроликом
2005 Синий зонт
2005 Как Миша поссорился с подушкой(усл.)
2005 Грифон вечный страж золота
2004 Сказочная история мореплавания
2004 Нос
2004 Жан Анри Фабр (биография)
2003 Сказочная история воздухоплавания
2003 Пегас
2003 Иван дурак и два его брата
2003 Золушка
2003 Голодный великан из тундры
2003 Белоснежка и 7 гномов
2003 Les aventures de Lara au stage poney
2002 Участие в проекте "Ветви и корни"
2002 Оранжевый верблюд
2001 Рыжий,рыжий,конопатый
2000 Хоббит
2000 Приключения желтого чемоданчика
2000 Ужастики (3 кн.)
1999 Приключения барона Мюнхгаузена
1999 Алиса в стране чудес
1997 Сокровища венецианского купца
1997 Разные рыбешки
1997 Разные кошечки
1997 Разные квакушки
1993 Синяя птица (учебник фр. языка)
1990 А я был в компьютерном городе

Актуальность: 11.04.2014

  en ru