Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Районная библиотека Сингапура

Впечатление от посещения первой сингапурской библиотеки запомнилось всем. Еще бы — четыре этажа этой публичной библиотеки, расположенной в «спальном» районе Сингапура, были забиты читателями! В первую очередь подростками. Делегатам конференции ИФЛА приходилось во время экскурсии буквально переступать через мальчиков и девочек, которые небольшими групками располагались прямо на полу или за низкими столиками. Конечно, были там и нормальные столы, но местным жителям явно комфортно было и без них.

Держались подростки в библиотеке уверенно, я бы сказала, по-хозяйски. Библиотекарь, которая вела экскурсию объяснила причину столь массового наплыва юных посетителей: началась пора экзаменов и школьникам надо сдавать итоговые работы. Так что в эту пору они днюют и ночуют в библиотеке.

– Впрочем, – улыбнулась она, – и в остальное время тоже. И не случайно: эта районная библиотека выбрала свои главным приоритетом именно подростков. И вся работа подстроена именно под их потребности и привычки. Более того, подростки активно принимают участие в работе библиотеки — как волонтеры, как участники самоорганизующихся читательских групп, как оформители (на наших глазах двое мальчишек, вооружившись баллончиками с краской, расписывали стены лестницы). Их мнение обязательно учитывается при принятии любых решений.

Читатель в библиотеке, действительно, главное лицо, хозяин. Но при этом никто не забывает, что быть хозяином это значит еще и нести ответственность. И сингапурские школьники прекрасно это понимают. Надо сказать, что, пожалуй, именно ответственность, подразумевающая и учет чужого мнения и интересов, показалась мне одной из самых привлекательных черт сингапурцев: они очень вежливы, учтивы, внимательны к окружающим и доброжелательны. Первое на что мы обратили внимание: в этой стране никто не кричит, и даже громко не разговаривает. И это касается не только библиотек и музеев – даже на улице не встретишь громкоголосых. Сингапурская вежливость на практике свидетельствует: взаимные уступки и уважение – главное условие жизни в мире и согласии. И дети это усваивают буквально с младых ногтей. Малыши не капризничают и не плачут, а подростки не гарланят и не бузят. Поздно вечером, возвращаясь на метро, я оказалась на эскалаторе рядом с веселой молодежной компанией. Представьте мое удивление, когда один из подростков вдруг осадил другого: «Тише!» А по нашим меркам тот еще и не начал шуметь!

Вот и в библиотеке, куда школьники приходят большими компаниями, а некоторые «парочками», они ведут себя естественно, но никому не мешают. И, конечно, главное – они приходят сюда ЧИТАТЬ. Секрет популярности библиотек в Сингапуре (как впрочем и везде по всему миру) в том, что они воспринимаются обществом как важнейший социальный институт, обеспечивающий развитие нации – не отдельных граждан, а общества в целом. Политика Сингапура, обеспечившая той крошечной стране, не имеющей не только никаких природных ресурсов, но даже питьевой воды, невероятный экономический рост и благосостояние, основана на стратегии «выращивания мозгов»: креативность, творческое начало здесь главный экономический потенциал. И воспитывается он с детства. И не только в школе, но и на улицах — чистых и зеленых, украшенных произведениями искусства: скульптуры, фонтаны, невероятная современная архитектура, но и в библиотеках.

Почему подростки выполняют школьные задания в библиотеке, разве не проще им было бы обратиться к интернету? Или на худой конец скачать в библиотеке электронную книгу, ведь такая услуга в электронно продвинутом Сингапуре практикуется уже повсеместно? Конечно, это проще, НО такую «скачанную» работу у школьника в Сингапуре не примут. Требование школы, предписанное государственной политикой в области образования, не дает лазеек списывальщикам: читай, изучай чужое мнение, анализируй факты, но ДУМАЙ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ.

У библиотеки есть свой библиоавтобус, который объезжает, подведомственный район. Водитель - молодой и энергичный сотрудник, почти ровесник читателей-подростков - очень любит свою работу.

Чтобы сдать книги в библиотеку, не обязательно торопиться попасть в нее в рабочие часы. Это можно сделать через автоматы. Одни из них расположены внутри библиотеки - так самообслуживание экономит усилия библиотекарей, другой - снаружи, он экономит время читателей. которые могут сдать книги, когда им угодно, просто пробегая мимо.

© Ольга Мяэотс, 2013

  en ru