Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Lygia Bojunga (Nunes)
Лижия Бужунга

Лижиа Бужунга родилась в Бразилии в 1932 году. Ее первая детская книга, написанная в традициях латиноамериканского магического реализма, появилась в 1972 году, а спустя десять лет писательница была удостоена Международной Премии Ханса Кристиана Андерсена: даже для мира детской литературы это небывалый взлет и "сказочный успех". С тех пор Л.Бужунга издала немало замечательных книг, в которых обращается к самым сложным и острым проблемам детства. И решает их без лишней сентиментальности, противопоставляя отчаянью и разочарованию — оптимизм и добрую улыбку.

В молодости Лижиа Божунга какое-то время была актрисой. Путешествуя с театром, она натолкнулась на царящую в деревнях безграмотность, связанную, прежде всего, с бедностью сельских школ. Это заставило ее создать и возглавить маленькую школу для бедных деревенских детей. В книге "A casa da madrinha" (Дом крестной) писательница описывает, как главный герой, мальчик Александр, уходит из школы, чтобы помочь своей семье выжить и становится обыкновенным уличным мальчишкой, зарабатывая на жизнь торговлей вразнос. Александр отправляется в путь в сопровождении некого фантастического существа, говорящего павлина. У этого павлина есть мозговой фильтр, сдерживающий его мысли — символизирует угрозу свободомыслию. Брат рассказывает Александру о "доме крестной", где никогда не кончается еда и друзья всегда рады тебя видеть. Дом крестной — вымысел, мечта, заставляющая Александра идти дальше, хотя он знает, что может скитаться всю свою жизнь и никогда его не найти. Но несмотря ни на что, Александр продолжает искать свою мечту, а павлин мечтает научиться думать и говорить свободно. Под давлением бразильской диктатуры семидесятых Божунга была вынуждена выражать себя максимально скрыто, прибегая к символическим иносказаниям. Ее книги насыщены символами, сообщающими о бедности и притеснениях.

Примером горячей социальной критики может служить книга "A bolsa amarela" (Желтая сумка). Эта книга стала результатом личного протеста писательницы против той роли, которую занимает женщина в современном мире. Большая желтая сумка, которую Рахель повсюду с собой носит, хранит все ее мечты: она хочет быть мальчиком, вырасти и стать независимой, а еще она хочет писать книги. Сумка — символ желаний, скрытых подсознанием. Желтый — цвет надежды. Самым важным символом и лейтмотивом в книгах Божунги выступает море. Это излюбленное место действия. В то же время, море символизирует открытость и безграничность пространства, по сравнению с замкнутостью пространства сумки.

В 1996 году после четырехлетнего перерыва Божунга опубликовала еще три книги. В одной из них, а именно в "Feito a mao" (Рукотворная) она возвращается в свое детство. Это особый вид книги художника (на что указывает и название), книга сделана при помощи техники ксерокопии на грубой бумаге, изготовленной из бумажных отходов. Так писательница исследует новые возможности для своего творчества. Тема книги — память. Она знакомит читателя с детством автора, с ее семьей и с ее кочевым образом жизни.

В 2004 Лижии Бужунге была присуждена Мемориальная премия Астрид Линдгрен. Представляя нового лауреата, жюри отметило, что "Лижиа Бужунга, с легкостью играющего ребенка, преодолевает границу между фантазией и реальностью. В ее драматичных, созданных по законам традиций устного рассказа, повествованиях читатель попадает непосредственно в мир мечты и фантазии, который создают главные герои, пытающиеся таким образом справиться с реальными обстоятельствами. Самобытность писательницы проявляется в умении смешивать игру, лирическое начало и абсурдный юмор с социальной критикой, любовью к свободе и решительной защитой ранимого ребенка".

© Ольга Мяэотс

  en ru