Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Хорхе Лухан
Jorge Luján

Хорхе Лухан родился в Аргентине. Ему нравилось снимать кино и писать, но его родители хотели, чтобы у сына была нормальная работа, поэтому после школы он стал учиться на архитектора. Могла бы получиться грустная история про несбывшуюся мечту, но нет: Хорхе очень благодарен родителям и любит архитектуру. Просто он не захотел останавливаться на достигнутом. В 1978 году он переехал в Мексику и решил не повторять свою аргентинскую жизнь, а начать новую, совершенно другую. Поэтому Хорхе занялся музыкой. Но вскоре он понял, что для него главное в песнях – слова, их мелодия и сочетания, поэтому он перешел на другой факультет и стал изучать литературу.

Он не бросил ни одно из своих занятий – ни архитектуру, ни живопись, ни музыку, от каждого из них он взял что-то важное и ценное, но не довольствовался этим. Хорхе Лухан создал свой собственный вид искусства, в котором архитектура, живопись, музыка и литература переплетаются и дополняют друг друга.

Это иллюстрация художницы Исоль, подруги Лухана, к его очень короткому стихотворению: «Буква ñ – это странствующий рыцарь, который уснул». Уже по одной этой картинке можно представить себе книги Лухана: от архитектуры в них – четкость, завершенность и выверенность композиции (посмотрите, как рисунок постепенно проявляется - от контуров до самых мелких деталей) , от литературы и живописи – красота и гармоничность , от музыки – переливы звуков и цветов. И, главное, ничего лишнего.

Ночь надела
Наряд свой черный,
Чтобы ярче сияли
Глаза вселенной

В самой маленькой семечке
Помещается весь зеленый –
Помещается поле, помещается сельва,
Помещаются пальмы и клены.

Коричневый – кокос,
Плывущий по теченью,
А еще утес,
А на нем – олень.

Склонившись над рекой, чтобы попить
Ангел-хранитель увидел,
Что у его отражения
Нет крыльев.

Растерявшись, он поднял глаза
И увидел ту, которую оберегал:
Она порхала
От одного берега дня к другому.

А вот что пишет Хорхе Лухан о своей жизни: Я сижу возле окна с цветными стеклами в старом доме в городе, где мы живем. Как оказалась в Аргентине эта маленькая гитара, украшенная черепаховой костью? Она как будто из «Тысячи и одной ночи».
Я касаюсь первой струны, и как только раздается звук, струна исчезает, а на ее месте остается линия, на которой появляются картины из моей жизни.
Я касаюсь второй струны, и вот на металлической линии появляюсь я – я пою со своей группой, а вокруг суетятся уличные мальчишки.
Звучит третья струна, и я вижу себя в длинной колонне людей, которая уходит от военной диктатуры, пересекает границу за границей и наконец понимает, что родина – повсюду, где говорят на нашем языке.
Я касаюсь четвертой струны, и мне грезится, что я буду странствовать по миру и возить с собой пустую тетрадку, чтобы мои стихи нашли меня.
Я дотрагиваюсь до пятой струны и вижу, что время схлопнулось: я уже отец двух подростков и поэт, странствующий по мексиканским землям.
Совсем скоро я осмелюсь дотронуться до шестой струны.

© Мария Малинская, 2013 г.

Официальный сайт Х.Лухана: www.jorgelujan.com

  en ru