Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Gianni Rodari
Джанни Родари

1920 — 1980

"В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку" Джанни Родари.

Кто не слышал о приключениях знаменитого Чипполино? Историю про удивительного лукового мальчишку — веселого, озорного и смелого, сочинил итальянский писатель Джанни Родари. Эту книгу читали твои мама и папа, бабушка и дедушка, а она не стареет! А еще Джанни Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов.

Когда читаешь книгу, редко задумываешься, кто её написал — так хочется скорее узнать, что там произошло, и чем все закончилось. Но если книга полюбилась, ты возвращаешься к ней снова и снова, перечитываешь, рассматриваешь иллюстрации. И вот тогда возникает желание узнать, что за человек сочинил такие замечательные истории. И знаешь, иногда история жизни писателя тоже оказывается почти сказочной…

Джани Родари родился 23 октября 1920 года на севере Италии в маленьком городке Оменья в семье булочника. Как знать, может быть, именно в отцовской пекарне впервые узнал будущий писатель, "какого цвета ремесла", и позже, спустя многие годы, сочинил об этом замечательное стихотворение:

Вот перед вами булочник белый
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы…

Счастливая семейная атмосфера в родительском доме, пронизанная любовью и заботой — такими запомнились маленькому Джанни годы раннего детства. Но, когда мальчику исполнилось девять лет, произошла трагедия. Отец — Джузеппе Родари — очень любил животных. Однажды, спасая котенка, промокшего под дождем, он простудился и через неделю умер от воспаления легких. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью, мать устроилась работать служанкой в богатый дом.

Учиться Джанни Родари пришлось не в обычной школе, а в духовной семинарии — там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Обучение в семинарии было необычайно скучным. "В школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову", — вспоминал Джанни Родари много лет спустя. Зато в семинарии была библиотека, и маленький Джанни смог прочесть немало замечательных книг, будивших фантазию и даривших мечты. Вспоминая детские годы, Родари как-то с горечью признался; "Я мечтал очень о многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал". Маленький Джанни очень любил рисовать и мечтал быть художником, но в семинарии у него неизменно были плохие оценки по рисованию. Однако Родари не сдавался: пусть настоящего художника из него не вышло, но он остался верен детскому увлечению и всю жизнь любил "водить карандашом и писать маслом", а — главное — развил удивительную зоркость, научился схватывать суть вещей и воплощать её … в словах.

А еще Джанни Родари хотел стать музыкантом и даже учился играть на старенькой скрипке. Мечте этой не удалось сбыться, но любовь к музыке осталась на всю жизнь. Возможно, музыка, особая музыкальная интонация, пронизывающая многие произведения писателя — след тех ранних уроков. Впрочем, музыка в Италии повсюду: она звучит на улицах и площадях, вырывается из окон домов, выплывает из величественных соборов и прекрасных театров.

Всем, кто трудится без устали.
Рада песенка помочь:
Хоть на время мысли грустные
От тебя прогонит прочь.
Пусть свободно песня кружится!
Сыт не всякий, кто поет,
Но зато крупицу мужества
Сердцу песенка дает.
(пер. Я. Акима)

Мечтал маленький Джанни и стать мастером игрушек. Он хотел придумывать необычные игрушки, такие забавные, что никогда не надоедают. Джанни Родари был уверен, что "игрушки, также важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки учат их чему-то такому, чему иначе научиться нельзя".

Но и этой мечте, увы, не суждено было сбыться. Впрочем, это не совсем так. Прошли годы, Джанни Родари стал журналистом и "почти случайно" (так он сам считал, но нам-то известно: все настоящие чудеса начинаются по воле случая!) начал сочинять стихи и забавные истории для детей. Тогда-то и ожили старые мечты! "Я пытался делать игрушки из слов",— вспоминал начало своей литературной карьеры Родари. И действительно, из под пера писателя одна за другой выходили удивительные истории "веселые, как игрушка". Веселая игра — вот основа любой книжки Джанни Родари. О самых сложных и непростых вещах писатель умел говорить одновременно и серьезно и весело. Ну, кому бы еще пришло в голову превратить ужасный атомный гриб в … летящий по небу торт!

Говорят, когда Джанни Родари приехал с дочкой Паолиной в Советский Союз, девочка неожиданно увидела в витрине игрушечного магазина знакомых персонажей — Чипполино, Синьора Помидора, Принца Лимона. Писателю было очень приятно: сбылась его детская мечта — герои книги превратились в игрушки! И случилось это в стране, которую Родари очень любил. Разве это не сказка!

Окончив семинарию, Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции в университете. Конечно, непросто было учиться самому и одновременно учить других, но будущий писатель не унывал: ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников веселые и поучительные истории. " Учителем я был скорее всего никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным… Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе — и потому что любил детей, и потому что сам был непрочь позабавиться — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу".

На самом деле все было не так бессмысленно и легковесно — с помощью забавных историй молодой учитель не только сообщал своим подопечным в наиболее увлекательной и понятной форме самые важные и полезные знания, но и стремился пробудить детскую фантазию, подтолкнуть учеников к самостоятельному творчеству. Джанни Родари вспоминал, как придумал особую игру: вызывал двух учеников и просил их написать по одному слову с обеих сторон доски, потом весь класс читал, что получилось. Например, один ученик написал "шкаф", а другой "пес". "Есть ли между этими словами какая-нибудь связь?" — спрашивал учитель и предлагал детям придумать свои истории с написанными словами.

Джанни Родари считал воображение, фантазию — жизненнонеобходимыми для любого человека и даже написал специальный учебник "Грамматика фантазии" — уникальное пособие по развитию творческих способностей. "Я надеюсь, что эта книга сможет быть в равной степени полезна всем, кто считает необходимым, чтобы воображение заняло должное место в воспитании, кто возлагает большие надежды на творческое начало у детей, кто знает, какую освободительную роль может сыграть слово. "Свободное владение словом — всем!" — на мой взгляд, это хороший девиз добротного демократического звучания. Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом".

Знаете, я очень жалею, что мне не удалось побывать на уроках Джанни Родари. Какие это были, наверное, счастливые удивительные мгновения! Встречался ли вам когда-нибудь учитель, который бы приходил в восторг от ваших ошибок? А Джанни Родари ошибки обожал, он знал им цену, он ими восхищался и был уверен: "мир был бы непередаваемо прекрасен, если бы в нем ошибались только дети". Собрав целую книгу детских ошибок ("Какие бывают ошибки"), писатель посвятил её взрослым(!) — папам и мамам, школьным учителям — "всем, на ком лежит огромная ответственность исправлять — не ошибаясь! — самые маленькие и невинные ошибки, какие только случаются на нашей планете".

Получилась необыкновенная книга — веселая и грустная одновременно, очень добрая и мудрая, открывающая читателю совсем не простой секрет: оказывается, в ошибках, как и в сказках, заключен свой особый смысл и, как и в жизни, в них нет окончательной определенности. Например, падающая Пизанская башня, появившаяся в результате ошибки в расчетах, стала архитектурным чудом, которым все восхищаются. И стоит ли стремиться во всем быть первым? Ведь можно быть "первым вором в городе, первым хулиганом в квартале, первым дураком во всей округе…" Не достойнее ли быть в иных случаях последним? Последним, кто говорит глупости, кто лжет, кто трусит, кто шалит…

Книги Родари искрятся весельем и фантазией, и в тоже время в них отражена реальная жизнь. Оказавшись на загадочной Планете Новогодних Елок или в Стране Лжецов, читатель все равно чувствует, что он в Италии — удивительной стране, где живут неунывающие красивые люди с солнцем в сердце.

Джанни Родари прекрасно понимал, что воспитание неразрывно связано с любовью к родному краю, к родной стране. Он был патриотом в истинном самом чистом смысле этого слова: в годы фашистской диктатуры Муссолини сражался за свободу своей страны в рядах движения Сопротивления, а после войны продолжал служить родной Италии, сотрудничая в коммунистических газетах и журналах. Он был коммунистом, потому что искренне верил, что в то время только эта партия могла дать отпор всем черным реакционным силам, была способна исцелить страну от ужасной болезни фашизма и сплотить людей во имя воплощения идеалов добра, справедливости и красоты. У каждого времени свои иллюзии. Но высокие помыслы и благородство поступков всегда заслуживают уважения.

Пережив ужас Второй мировой войны, многие деятели культуры верили, что исправление общества, преображение его возможно только через литературу и искусство. Люди понимали: во чтобы то ни стало необходимо уберечь новые поколения от страшной коричневой заразы фашизма. Детские писатели чувствовали, что у них особая культурная миссия. Эрих Кестнер в Германии, Астрид Линдгрен в Швеции, Джанни Родари в Италии и многие-многие другие мечтали воспитать послевоенное поколение в духе гуманизма и демократии. Пусть дети растут радостными, свободными, смелыми, пусть умеют дать отпор любой несправедливости, пусть берегут дружбу и любовь, ценят красоту.

Именно таковы герои книг Джанни Родари — Чипполино, девочка Редиска, Вишенка, обладатель удивительного голоса — Джельсомино, и даже пес-Кнопка. Увлекая детей в чудесный мир фантазии, Родари никогда не скрывал от них и реальной жизни — сложной, полной как света и радости, так и несправедливости и горя. Писатель знал, что у его любимой Италии — два лица: есть Италия, похожая на яркую туристическую открытку, а есть "Италия с маленькой буквы — страна стариков, о которых никто не заботится, детей, которые хотели бы учиться, но не могут, сёл, где остались только женщины, потому что мужчины все уехали в другие города и страны на заработки…"

Многие годы Джанни Родари вел "детские странички" в различных газетах и журналах — "Унита", "Пионьере", "Паезе сера". Это была отличная литературная школа. На страницах этих изданий впервые увидели свет многие произведения Родари. Сотрудничество с серьезными взрослыми изданиями требовало от писателя особой позиции и в произведениях для детей. Героями сказок, повестей и стихов Джанни Родари становятся не слащавые ангелочки, не паиньки-детишки и не умилительные игрушки (именно они верховодили тогда в итальянской детской литературе), а сорванцы и озорники, дети во все сующие нос, неугомонные и предприимчивые — такие, как в жизни.

В удивительно поэтичной сказочной повести "Путешествие Голубой стрелы" Джанни Родари пишет о детях бедняков, которые частенько остаются без подарков даже на рождество. Волшебная сила сказки позволяет писателю восстановить справедливость и вернуть радость маленькому Франческо. На помощь мальчику приходят игрушки. И как решительно и смело они себя ведут! Но все же писатель знает, что в жизни не у каждой истории счастливый конец.

Может быть, именно поэтому Джанни Родари решил придумать особые сказки, у которых три конца — на выбор. Правда, в конце книги, автор все же не удержался от подсказки и прямо пишет, какой конец, по его мнению, самый удачный. "Я решительно за третий конец. Важно найти хорошего учителя. Это важнее, чем стать звездой конного цирка или каждый день получать миску с едой", — обращается он к читателю сказки о "Собаке, которая не умела лаять", но тут же признается: "…я за конец, которого нет. Я всегда за будущее!"

Желание заглянуть в будущее, вера в то, что завтра будет прекраснее и лучше, чем сегодня, стало импульсом для создания многих удивительных фантастических рассказов. В сказках Джанни Родари привычные принцессы и волшебники соседствуют с новейшими научными изобретениями, роботами, телевизорами и космическими кораблями. Непривычное сочетание сказочных традиций и научной фантастики убеждает читателя в реальности чуда, вселяет веру в то, что возможны любые преобразования. Только не надо сидеть, сложа руки.

Джанни Родари ненавидел ложь и лицемерие, тому же он учил и своих читателей: "Мне кажется, что самые опасные враги человечества — это лжецы. На свете есть сотни лжецов…Лжец — это тот, кто говорит мир, а на деле стоит за войну… Я очень верю в силу правды… Правда похожа на голос певца — тот голос, от которого дрожат оконные стекла." Именно таким голосом Родари наделил Джельсомино, и этот волшебный дар позволил мальчику противостоять королевству Лжецов. В борьбе за правду оружие писателя слово. И этим оружием Джанни Родари владел в совершенстве. Он начал свой литературный путь как поэт. Используя традиционную форму итальянской народной поэзии — "филастрокке" (так называют в Италии забавные бессмыслицы: считалочки, прибаутки, колыбельные, построенные на крепкой ритмической основе) — Родари создает веселые озорные стихи. Например, такие

Ложь — все равно
Что бумажный цветок.
Увидит простак
И в восторге ахнет.
Хоть стебель у лжи и бывает высок,
Правдою
Ложь никогда не пахнет!
(пер. Ю.Ильина) Непросто переводить стихи. А стихи для детей — тем более. Маленький читатель не потерпит халтуры. Но стихам Джанни Родари в России повезло — их переводили замечательные поэты — Самуил Маршак и Яков Аким. "Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, умеют только те поэты, которые живут с народом общей жизнью и говорят его языком. Таким поэтом мне представляется Джанни Родари", — признавался С.Маршак. Именно он открыл русскому читателю замечательного итальянского поэта и сказочника. Книги Джанни Родари переведены на десятки языков и известны во всем мире. В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы — Медали Ханса Кристиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: "Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его…" Давайте, хорошенько запомним этот мудрый урок веселого учителя — Джанни Родари.

© Ольга Мяэотс

  en ru