Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы

Meg Rosoff
Мэг Розофф

Мемориальная премия Астрид Линдгрен 2016 присуждена английской писательнице Мэг Розофф (Meg Rosoff), автору романов для подростков, которые можно отнести к категории «переходной литеарутры», потому что их также охотно читают и взрослые. «Молодежные Романы Мэг Розофф обращаются и к чувству, и к разуму. В своей блистательной прозе она говорит о поисках смысла и идентичности в причудливом и странном мире. Ее смелые, полные юмора истории поистине уникальны. Нет читателя, которого они оставили бы безучастным», — говорится в заявлении жюри премии Астрид Линдгрен.

Мэг Розофф родилась в 1956 году в Бостоне, с 1989 года живет и работает в Великобритании. До того как стать профессиональным писателем, Розофф перепробовала много жизненных сценариев: училась в Гарварде, но бросила, поступила в Школу искусств Сент-Мартина в Лондоне, где занималась скульптурой, влюбилась в Великобританию, где встретила своего мужа художника Пола Хэмлина, 15 лет «угробила» на работу в рекламе и лишь после этого поняла, что ее призвание — литература. Её первая книга вышла, когда писательнице исполнилось 47 лет. По признанию Розофф, к этому поворотному моменту в своей жизни она впитала «всю накопившуюся в ней ненависть: я чувствовала себя сердитым подростком, пока мне не перевалило за сорок».

Не было бы счастья, да несчастье помогло — так можно сказать и о литературном дебюте Мэг Розофф, потому что он совпал с печальным событием в ее жизни — она заболела раком. Даже премию «Гардиан» она приехала получать в то время, когда проходила курс химиотерапии. Болезнь показала Мэг, что жизнь быстротечна и нельзя попусту тратить время: надо успеть сделать главное, и помогла ей резко изменить свою жизнь — бросить рекламу и начать писать о том, что ей кажется самым важным. Книги для Розофф — возможность поговорить о жизни и смерти, о том, что такое хороший человек и каково им быть.

Первый роман Мэг Розофф «Как я теперь живу» (2004) сразу привлек внимание к новому литературному имени и принес автору премию «Гардиан». «Как я живу» - это история 15-летней американки Дейзи, которая, потеряв мать, приезжает к родственникам в Британию и влюбляется в своего двоюродного брата Эдмонда. Деликатность, с какой писательница касается темы любви двух подростков, разделенных войной, покорила читателей. Но за первым одобрением последовало и возмущенное осуждение: автор нарушила моральные условности, описав (пусть и разрешенную легально в Великобритании) любовь между близкими родственниками — кузеном и кузиной, да к тому же еще и несовершеннолетними. Ворвавшаяся в жизнь героев третья мировая война (действие романа происходит в вымышленном будущем), ломает не только судьбы героев, но и их характеры. И все же любовь и терпение помогают Дейзи залечить нанесенные войной физические и духовные раны Эдмонда. Розофф не дает читателю счастливого конца, но оставляет надежду.

Уже эта первая книга показала важную черту творчества Розофф — бескомпромиссность в отстаивании своей точки зрения и ответственное уважительное отношение к читателю, которого она никогда не бросает на произвол судьбы, не лишает надежды, а, наоборот, поддерживает и вдохновляет.

Мэг Розофф пишет о подростках, для которых переход от детства к взрослой жизни становится нелегким испытанием. Ее герои пытаются понять самих себя, и в этих поисках часто переходят опасные границы и оказываются в сложных ситуациях. Таков и Хилари, герой романа «Каким я был» (2007), он не может ужиться ни в одной школе, все они для него — тюрьма, но находит себе друга в странном подростке Финне, который живет один в хижине на берегу моря. Их дружба — скорее испытание, чем спасение. Как и бывает в подростковом возрасте, кажется, что весь мир против них, а взрослые не способны их понять. Но главное испытание — это попытка разобраться в самих себе, понять, кто я на самом деле. Для этого Хилари, уже взрослым, возвращается в брошенную хижину, чтобы распрощаться с миражом юности и обрести уверенность в самом себе.

Роман Розофф «На всякий случай» (2006) был удостоен медали Карнеги, а также получил Приз за детскую и подростковую литературу (Германия) и ряд других наград. Это история подростка, который спас выпавшего из окна младшего брата. Трагический случай так повлиял на мальчика, что он стал видеть опасность повсюду. Он внушил себе, что и его ждет страшная судьба, а потому, желая спастись от рока, пытается изменить себя — меняет имя, одежду, друзей. Но автор с высоты своего взрослого опыта не просто считает, что от судьбы не уйдешь, но и учит читателей принимать вызовы, учиться жить полной жизнью и, преодолевая страхи, идти вперед.

Впрочем, слово «учить», пожалуй, не очень подходит для Мэг Розофф. Она-то как раз считает, что автор вовсе не обязан быть «учителем», а роман - «учебником жизни».

Удивительно, но буквально накануне присуждения ей премии Астрид Линдгрен, Розофф попала под обстрел критики за то, что высказалась против откровенно ангажированных книг острой социальной проблематики. Поводом стало издание в США книжки-картинки «Большие страхи» о негритянском мальчике, который мечтает о космосе, но чувствует себя изгоем, не только потому, что он черный, но и потому, что любит розовый цвет — намек на его возможную гомосексуальность. Книга вызвала неоднозначную реакцию, и Розофф позволила себе возразить на требование защитников книги внести большее разнообразие (социальное, гендерное, расовое) в детскую литературу. Она восприняла это как призыв намеренно и нарочито писать об инвалидах, национальных и секс-меньшинствах и иных социальных маргиналах. Собственно, протест Розофф, которую трудно обвинить в увиливании от социальной тематики, вызвал призыв писать на заказ. Она убеждена, что ничего хорошего из этого не выйдет.

«Я считаю, и готова повторить это, что у писателей и книг есть одна-единственная задача: выразить мнение автора. Иными словами, мы не можем все разом броситься писать на остросоциальные темы потому, что кто-то посчитал это первоочередной задачей. Социальное разнообразие требует серьезного глубокого осмысления, как и любая другая важная тема. Вот моя позиция».

Именно это вдумчивое осмысление выбранной темы, которое в конечном итоге приводит к созданию новой книги, и является отличительной чертой Мэг Розофф. За эту «социально ангажированную», но взвешенную и мудрую позицию она получает и хвалу, и хулу.

Возможно, жюри Премии Астрид Линдгрен, следуя заветам великой шведской писательницы, хотело поддержать этот статус детского писателя, призванного, в меру отпущенного ему таланта, честно следовать собственным путем, отражая мир таким, каким он его видит, и пропуская через себя его радости и беды.

«Как и Астрид Линдгрен, Розофф всегда готова сопереживать молодым и готова принимать их такими, какие они есть, - отметило жюри, - Взрослый мир, появляясь в ее книгах, остается на периферии. Ясным, живым языком она описывает все: пейзаж, одежду, продукты в буфете. Она сдабривает юмором самые мрачные сцены и тем самым создает стилистические шедевры». В феврале 2016 года вышла первая взрослая книга Мэг Розофф «Джонатан без поводка». Хотя и этой веселой и мудрой истории, впитавшей личный горький и радостный жизненный опыт писательницы, выпал изрядный читательский успех, мы все-таки надеемся, что она вернется в детскую литературу и никогда не выйдет из подросткового возраста.

Сайт писательницы www.megrosoff.co.uk

© Ольга Мяэотс, 2016

Книги Мег Розофф в коллекции Библиотеки иностранной литературы:

Rosoff M. How I live now. New York: Wendy Lamb Books, 2004. 194 c.
ISBN 0-385-74677-6

Rosoff M. Picture me gone. New York: Putnam, 2013. 239 c.
ISBN 978-0-399-25765-0
  en ru