Детский зал ВГБИЛ
(495) 915-72-81
Центр детской книги
Библиотеки иностранной литературы


Patricia Wrightson
Патриция Райтсон

1921 — 2010

Патриция Райтсон родилась в 1921 году в сельском городке Лизмор в Новом Южном Уэльсе. До поступления в школу в Квинсленде она училась заочно. "Моим самым плодотворным школьным годом был тот, когда я отказалась от всяких учебных планов и без чьего-либо разрешения и руководства открыла для себя Шекспира". Карьера Патриции Райтсон как детской писательницы началась во время ее работы администратором больницы в одном из городков Нового Южного Уэльса. В 1960 году она переехала в Сидней и стала помощником редактора в "Школьном журнале" — ежемесячной литературной антологии, бесплатно распространяемой государственным департаментом образования по всем начальным школам в Новом Южном Уэльсе. С 1975 года Райтсон стала профессиональным писателем.

Патриция Райтсон начала как писатель-реалист. А в 1972, работая над книгой "Старинное волшебство", она поняла, что в Австралии должны быть свои собственные таинственные существа, рожденные вечнозелеными австралийскими зарослями и красными пустынями, слепяще-ярким светом и бледными тенями. П.Райтсон искала и находила сделанные антропологами и этнографами записи фольклора аборигенов, и вводила их, быть может, несколько неожиданно, в городские рассказы. В процессе работы писательница нашла свой стиль; ее поэтический язык наиболее полно раскрылся в ее главном произведении и шедевре — трилогии "Песнь о Вирруне ("Надвигаются льды"; "Тёмный блеск воды"; "В спину ветру")". "Глубокая темнота быстро возвращается на холм. Два тускло освещенных силуэта, тихих и неподвижных, сверкают, как белая соль". В этих книгах — героические легенды о юноше-аборигене Вирруне. Его задача — спасти страну от разрушения. Кроме того, Виррун как вечный мифический герой должен противостоять смерти, смерти, созданной людьми, затем он и сам становится мифом. А может, это наш собственный страх, проявленный и обработанный? Ассоциации с угрозой ядерного оружия очевидны, это придает рассказу дополнительное измерение. Непросто действовать во враждебном мире, населенном призраками. Это касается нас всех здесь и сейчас.

Две более поздние книги — "Темнолуние" и "Balyet" — описывают противостояние современного человека и австралийского буша, с его мифологией. Но в этих книгах разное настроение. В "Темнолунии" речь идет о серьезной проблеме — экологической катастрофе, хотя есть и компенсирующий юмор; в "Balyet" преобладает печаль.

Книги Райтсон с очевидностью говорят о ее росте как художника и мыслителя. Ее основные темы остаются неизменными, а почерк несет печать индивидуальности, однако писательница не ограничивает себя. От книги к книге она расширяет тематику. Ее основная тема — дружба людей с окружающей средой и людей с людьми. Эта тема индивидуально выражена в каждой книге, и благодаря этой выразительности писательница может исследовать другие вопросы и аспекты человеческого опыта. Сочинения Райтсон как произведения словесного искусства характеризуются единством, гармонией и стройностью. И вдобавок она щедро делится с читателями своими мудрыми жизненными наблюдениями.

Произведения Патриции Райтсон исключительно важны для развития детской литературы Австралии. Ей была присуждена медаль Г.Х. Андерсена за вклад в австралийскую литературу и во всемирную литературу, за то, что она придала форму основополагающим мифам безбрежной страны, духу этой земли и через это самым существенным образом открыла Австралию остальному миру.

"Нет ничего нового в тяге издателей к денежному потоку и шаблону. Новое состоит в том, что жажда наживы механизируется, автоматизируется, становится тотальной, оставляя место только шаблону. Когда такое происходит, не удивительно, что писатели тоже начинают искать шаблоны вместо сюжетов или объединяются в целые мастерские, чтобы пробиваться вместе; не удивительно и то, что книголюбы теряют чутье и бросаются на любую слабую, косноязычную, приземленную книгу, если в ней есть хоть проблеск самобытности". (Из речи при вручении премии Г.Х.Андерсена).

© Ольга Мяэотс

  en ru