Интерес к творчеству Михаила Пришвина (1873-1954) в современной культурной ситуации определяется, прежде всего, публикацией тайного дневника, который писатель вел с 1905 по 1954 год.
Дневник, вмещающий время с момента первой русской революции до начала послесталинских преобразований — один из феноменов русской культуры ХХ века. Целая эпоха обрела форму Дневника, пронизанного стремлением осознать жизнь, описать ее — превратить ее в текст. Дневник представляет собой мозаику из записей о погоде, о перипетиях бытовой жизни, о встречах с известными и неизвестными людьми, о любви, об охоте, о собаках.
Дневник, вмещающий время с момента первой русской революции до начала послесталинских преобразований — один из феноменов русской культуры ХХ века. Целая эпоха обрела форму Дневника, пронизанного стремлением осознать жизнь, описать ее — превратить ее в текст. Дневник представляет собой мозаику из записей о погоде, о перипетиях бытовой жизни, о встречах с известными и неизвестными людьми, о любви, об охоте, о собаках.
Их дополняют философские размышления, черновики писем, раздумья о литературе и событиях в стране, рассуждения на важнейшие для писателя темы: личность и общество, свобода и необходимость, культура и цивилизация. Друг друга сменяют картины природы, которые вплетаются в человеческую жизнь через осмысление глубинных, архетипических корней общей жизни. Наконец, в Дневнике появляются воспоминания, сновидения, материалы к произведениям, над которыми Пришвин работает в данный момент. Это необработанный текст, связанный личностью автора, который и сам иной раз с удивлением раздумывает о том, что означает его странный ежедневный труд («Без даты. Кажется, я не просто пишу, а что-то делаю, и даже определенно чувствую, что именно делаю: я сверлю». РГАЛИ). Однако не меньший интерес представляет его фоторабота.