Особые дети

#23

Тактильные книги

#22
Книга с картинками — привычное нам сочетание текста и иллюстраций в детской книге. Родители при выборе книг понимают, что иллюстрации помогают развивать воображение, память, письменную грамотность и устную речь. Как быть, если ребенок не видит? Как помочь слабовидящему или незрячему ребенку почувствовать, дополнить текстовый рассказ картинкой?

Один из способов — познакомить ребенка с тактильными книгами.

Ребёнок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами, читая и рассматривая книги.

Главная задача тактильной книги — помочь слепому или слабовидящему ребёнку обследовать и интерпретировать окружающий мир. С её помощью можно показать крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в реальности. Можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге,  многие противоположные явления и понятия.
#24
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребёнок привыкает к обследованию тактильных изображений, ему легче переходить к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.
Тактильные книги для слепых и слабовидящих детей изготавливаются в Финляндии с 1984 г.
#25
фото © Информационный портал «Особый взгляд»
В России пока нет издательства, которое бы занималось изданием специализированных тактильных книг, нет и единого стандарта по их изготовлению. Эту работу выполняют волонтеры  и энтузиасты в библиотеках для слепых, сообществах родителей и  благотворительных организациях.
#26
Мы изучили несколько пособий по созданию тактильных книг и представляем волонтерам, родителям и специалистам
#27

Краткое руководство по изготовлению тактильной книги своими руками

#29

Книга по возрасту

#28
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Возраст определяет выбор книги, которая заинтересует ребенка.
Первые книги для малышей содержат могут быть с минимальным текстом или без него. Для создания подходят разные ткани на мягких страницах. Малышам удобно держать в руках книжки небольшого размера. На одной странице размещается один объект.
#31
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Для ребенка, который начинает говорить, в книгах появляется текст. Иллюстрации все еще простые, но с различными формами, текстурами и фонами. На странице достаточно двух объектов.
#30
В книгу можно добавить звук или запах. Книга для малыша обращается к описанию его повседневной жизни, но также и рассказывать об абстрактных понятиях, которые взрослый может объяснить ребенку, это помогает малышу узнавать про новые предметы и идеи.
#33
Дошкольники уже способны воспринимать длинные истории и сказки. Также дети интересуются информацией об устройстве всего, что их окружает. Кроме того, им интересны книжки с заданиями. 
Детям младшего школьного возраста также интересны книги с заданиями на развитие мышления.
#34
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Тактильные книжки для таких детей более сложные по содержанию и исполнению, они могут содержать больше деталей и обращаться к широкому кругу тем: описывать приключения, хобби, чувства и повседневную жизнь.
#36

Форма и размер

#35
В тактильной книге обычно не более 10 страниц. На каждом развороте картинка размещаются справа, а текст слева.
Размер книги не более 30×30 см, а первые книжки для малышей еще меньше — 20×20 см.
#37

Темы и тексты

#38
Текст можно придумать или взять за основу уже существующий. Если вы создаете тактильную книгу на основе напечатанной истории, сказки, то количество иллюстраций можно уменьшить и сами картинки упростить. Обязательно укажите имя автора и иллюстратора оригинала, который лежит в основе вашей книги. Если книга основана на народных потешках, сказках, считалках, то вы можете свободно распространять свои книгу или тиражировать ее для коммерческой продажи.
#39
фото © Информационный портал «Особый взгляд»
Все виды песенок, стихов, рифмованных потешек развивают память ребенка. Темы могут варьироваться от простого описания предметов до сюжета сказки и вопросов о жизни.
#41

Специфика текста

#40
Если тактильная книга основана на сказочной истории, нужно сократить текст. Содержание истории можно приложить к книге отдельным текстом.  
Если вы пишете текст от руки, используйте маркеры по ткани. 
Кроме текста, можно сделать запись звуковых эффектов, записать голосом всю историю или песенки.
#64
фото  ClearVision Library  из матриала «Making Tactile Books»  
Идеально, текст должен вписаться на страницу слева, в печатном виде, размером не менее 16 кегля.
#42

Шрифты и обложка

#65
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Название книги помещается на обложке спереди, имя автора, если позволяет пространство можно поместить там же, либо на задней стороне обложки.
#44

Иллюстрации

#45
Планирование и подготовка.
Как и в классической книжке-картинке, все начинается с плана разворотов. 
#46
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Сделайте план каждого разворота и посмотрите, будет ли законченная книга отвечать нуждам читателя?

Сначала сделайте зарисовки-скетчи каждой иллюстрации. Каждый скетч включает выбор ткани и других материалов. 
#48
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Продумайте цвет, контрасты тканей по цвету и фактуре, предметов и фона. Также, помните, что необходимо оставить поля, добавьте отступ в 4-5 см от шва для соединения страниц.

Детали: меньше или больше?
Рельефные картинки тактильной книги содержать намного меньше деталей, чем иллюстрации, которые можно охватить глазами
#66
фото © Информационный портал «Особый взгляд»
При планировании картинки, начните с выбора необходимых для понимания истории героев или предметов, которые можно прекратить в тактильные объекты.
Важно изобразить то, о чем рассказывает история, но отобразить только некоторые элементы истории.
#47
Например, если в тексте не говориться про «луч солнца золотой», то на картинке не должно быть солнца, чтобы не вводить читателя в замешательство. На картинке в тактильной книге изображается только самое основное.
#50
фото ClearVision Library из матриала «Making Tactile Books»
Контрасты цвета
Всегда прибегайте к контрастной палитре, например темные объекты на светлом фоне и наоборот. Чистые цвета и понятные цветовые контрасты необходимы для детей с нарушениями или с ослабленным зрением.
#67
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Первичные, основные цвета лучше привлекают внимание, чем дополнительные цвета палитры. Не рекомендуется использовать натуральные приглушенные оттенки. Изображение, выполненное полностью одним цветом, легче воспринимается, чем многоцветное.
Также, выбор цвета помогает родителям описывать картинку: они используют прилагательные, которые обогащают словарный запас ребенка.
#68
Структура картинки

Обычно 5-10 картинок достаточно, чтобы рассказать историю. Чем проще картинка — тем лучше.
#69
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
На каждой картинке поместите изображение одного или максимум двух персонажей. Сделанное точно в анфас или в профиль — самое удобное для восприятия изображение. Лучше выполнять героя полностью, а не часть.

Не рекомендуется делать тактильные картинки с использованием приема перспективы.
#70
Ощупывая реальные предметы, слабовидящий ребенок выстраивает связи между расстояниями и размерами предметов. Изменение размеров в перспективном рисунке может вызвать непонимание, такие рисунки трудно интерпретировать опираясь на тактильный опыт.
#71
фото © Информационный портал «Особый взгляд»
Делайте фигурки людей максимально распознаваемыми, с руками, ногами, глазами, ушами. Также фигурки животных — с хвостами, крыльями, максимально видимыми. Пропорции предметов должны быть соразмерны: существо с большими размерами в реальной жизни должно быть соответственно больше и на картинке.
#51
Легче всего сначала сделать самого крупного персонажа, а затем всех остальных уменьшая пропорции соответственно.
#72
фото © Информационный портал «Особый взгляд»
Иногда необходимо преувеличить некоторые черты и приуменьшить другие. Например, полоски тигра или зебры, точки божьей коровки могут боль более различимы с помощью материалов и размеров.

#73
Готовые фигурки животных, а также их звуки, могут использоваться в тактильных книгах. Слишком объемные предметы можно поместить в отдельный контейнер — мешочек, коробку, чтобы толщина книги была равномерной.
#55

Нумерация страниц

#74
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Каждую страницу можно пронумеровать, поместив в правом верхнем углу соответствующее количество бусин или пуговиц. Это стандартное размещение нумерации в тактильных книгах. 

Важно, чтобы нумерация располагалась на достаточном отдалении от персонажей и других элементов картинки и не смешивалась с изображением. Если не получается таким образом разместить нумерацию или она мешает восприятию картинки, то нумерацию лучше не делать совсем.
#54

Материалы

#53
Тактильная книга должна быть безопасной для ребенка. В ней не может быть элементов, которые могут оторваться, отклеиться или сломаться. Помните, что малыши часто все исследуют через рот; соответственно, в книге не может быть токсичных материалов или мелких частей.

Выбирая материалы помните, что чем более разнообразный тактильный опыт получает ребенок, тем интереснее книга для читателя. Обязательно исследуйте тактильность материалов на собственном опыте.
 
Фон страниц можно менять от страницы к странице. 
#75
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Материалы предметов должны быть максимально близки к тем, что используются в реальной жизни. Так, рукавички лучше делать из шерсти, а не из шелковой ткани, для ботинок или обуви взять кусочки кожи. 

Но используя твердые или прочные материалы, берите гигиеничные материалы, избегайте острых или царапающих материалов.

#76
Тактильные книги для старших дошкольников могут включать элементы, развивающие моторные навыки — замки-молнии, пуговицы, липучки-велкро, кармашки, крутящиеся колеса.
#77
фото из материалов Celia.fi «How to make tactile books»
Тактильную книгу можно изготовить и на картоне. В таких книгах лучше пришивать детали, но для более старших детей можно использовать и клеевые детали. 
На картон можно пришивать только основную часть, оставляя детали для изучения и взаимодействия. 

Такими деталями могут быть свободно болтающиеся уши или хвост животного, конец шарфа, открывающиеся двери или окна, движущиеся стрелки часов, лопасти мельницы.
#57
Тактильные книги — уникальный и востребованный продукт, который помогает решать разные задачи и быть полезным детям, имеющим задержку в развитии, страдающим дислексией или другими заболеваниями.
#78
#58
материалы для чтения и изучения: 
#59
#60
#61
#62
#63
#14
В марте и апреле 2016 года состоялись две встречи с сотрудниками Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».
Сергей Прушинский провел два уникальных тренинга по теме понимания инвалидов: для библиотечных специалистов и для всех интересующихся данной проблематикой.

Программа специального занятия была составлена таким образом, что оказалась интересна и тем, кто планирует брать на работу людей с инвалидностью, и тем, кто уже работает с ними, и тем, кому просто интересна эта тема. Отдельное внимание ведущие уделили теме доступности библиотек для людей с инвалидностью.
Участие в тренинге было очень полезно: знание снимает барьеры, которые препятствуют свободному общению с людьми, имеющими инвалидность.
#15
#16
Зачем детям рассказывать об инвалидах, ведь такие знания могут разве что расстроить? Именно затем, чтобы не расстраиваться и понять, что и дети, и взрослые с инвалидностью — это люди, а не бедные жертвы обстоятельств, которых можно только жалеть.

Обращаясь к теме людей с ограниченными возможностями, мы рекомендуем для чтения детям и взрослым эти книги. Он затрагивают вопросы сосуществования с детьми с особенностями в семье и обществе. Эти книги создадут отправную точку для обсуждений, дискуссий и формирования личной позиции и понимания сложностей обычных детей и взрослых во включении детей с особенностями в собственную картину мира.
#17
#18
#19
#20
#21
#1

Лекция «Тактильные книги для незрячих и слабовидящих детей»

#2
Лекцию читали Брешенкова Елена Николаевна, заместитель директора Тульской областной специальной библиотеки для слепых, и Чуканова Алевтина Митрофановна, директор Тульской областной специальной библиотеки для слепых.

Мероприятие прошло в мае 2014 года в Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино (Москва) для преподавателей и студентов Московского государственного университета печами им. И. Фёдорова.
#3
<iframe width="854" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/EP-4kTQu0vE" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#12
112