В любой народной культуре магия — практически обычное дело. Не настолько, чтобы совсем не удивляться, но распространенное. Норвежский фольклор в этом смысле не исключение. И первыми на ум приходят, конечно, всевозможные сказочные существа, населяющие норвежские леса. Сказки Асбьёрнсена и Му давно переведены на множество языков, а благодаря знаменитым иллюстрациям Теодора Киттельсена тролли стали едва ли не символом страны.
Но в строгом смысле слова «магия» — это сверхъестественная сила, доступная людям, и ее в норвежском фольклоре тоже предостаточно, как и историй о ведьмах и колдунах. В сказках о таком почти не рассказывают — жанр не тот. А рисовать ведьму — дело неблагодарное, зрителю ничего не будет понятно. Да что там, даже в непосредственном рассказе о колдовстве слова выбираются очень аккуратно.
Но в строгом смысле слова «магия» — это сверхъестественная сила, доступная людям, и ее в норвежском фольклоре тоже предостаточно, как и историй о ведьмах и колдунах. В сказках о таком почти не рассказывают — жанр не тот. А рисовать ведьму — дело неблагодарное, зрителю ничего не будет понятно. Да что там, даже в непосредственном рассказе о колдовстве слова выбираются очень аккуратно.
Об этом мы и поговорим: о том, где, кроме волшебных сказок, искать волшебство, о ведьмах, чернокнижниках, и о том, насколько магия могла быть доступна «простому человеку». О книгах заклинаний, вымышленных и реальных (представьте себе, они были!), а также о том, как все эти представления сосуществовали с христианской верой. О рецептах на разные случаи, о том, где обучают волшебников и при чем тут саамы.