Визуальный нарратив как актуальное средство коммуникации. Репортаж по конференции «Текст и образ»

#11
Библиотека иностранной литературы стала площадкой проведения II научно-практической конференции «Текст и образ», посвященной вопросам книжной графики и рождению, бытованию и интерпретации визуального нарратива как актуального средства коммуникации. Организаторами конференции 2024 года выступили Центр детской книги и детских программ, Центр междисциплинарных исследований «Иностранки» и Институт графики и искусства книги им. Фаворского Московского политехнического университета. В конференции приняли участие сотрудники библиотек и художественных музеев (РГБ, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея) и ведущих творческих вузов Москвы и Санкт-Петербурга.
#12
#1
С приветственным словом к участникам обратилась Ольга Николаевна Мяэотс — главный библиограф Центра детской книги и детских программ.
 
Пленарное заседание открыло выступление заслуженного художника Российской Федерации, председателя секции графики МОСХа, действительного члена Российской Академии Художеств Анастасии Ивановны Архиповой. Она рассказала о достижениях и проблемах в подготовке нового поколения художников-графиков. Гостей и слушателей конференции поприветствовала директор Российской государственной библиотеки искусств Ада Ароновна Колганова. Она рассказала о тех возможностях, ресурсах и фондах, которые предоставляет исследователям и художникам Российская государственная библиотека искусств.

Доклад ведущего научного сотрудника Российской Государственной Библиотеки и Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ Дмитрия Владимировича Фомина был посвящен обзору иллюстраций разных художников сказки Ю. Олеши «Три толстяка». Сотрудник Третьяковской галереи и член Ассоциации искусствоведов Елена Николаевна Рымшина рассказала о  приемах киноповествования и монтажа в отечественной иллюстрации 1970-1980-х гг.

Первая рабочая секция конференции была посвящена различным аспектам взаимоотношений изображения и текста в книге, особенностям современного визуального нарратива, как наиболее активно развивающейся тенденции в современных изданиях, а также истории книжной иллюстрации. Сотрудников Центра детской книги и детских программ Ольга Николаевна Мяэотс и Людмила Константиновна Науменко посвятили свои выступления межкультурным связям в книжной иллюстрации и развитию современных художественных техник; они наполнили свои выступления примерами книг из фонда библиотеки. Участвовавшие в конференции преподаватели кафедры «Иллюстрация и эстамп» Института графики и искусства книги им. В. А. Фаворского посвятили свои выступления разным аспектам искусства книги: Мария Борисовна Патрушева рассказала об авторских книгах художника Н. Е. Попова, Ирина Сергеевна Иванова представила иллюстрированное американское издание «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, выполненное художником Д. Маккином, Георгий Дмитриевич Махашвили представил историю рождения комикса в России в XIX веке, а Никита Сергеевич Терешин рассказал о современной шведской детской иллюстрации. Старший преподаватель РГХПУ им. С. Г. Строганова Полина Александровна Арзамасцева представила исторический обзор творчества классика советской иллюстрации Б. А. Дехтерева. Доцент Российского государственного педагогического института им. А. И. Герцена Елена Сергеевна Корвацкая и главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Юрьевна Дрыжова посвятили свои выступления активно развивающемуся жанру книжки-картинки без слов — silent books — и тем читательским компетенциям, которые необходимы для их чтения.

Работа библиотекаря с иллюстративными материалами была затронута и в работе второй секции — куратор мероприятий Музея книги РГБ София Харитонова рассказала о поиске источников иллюстраций второго издания романа «Огненный ангел» Валерия Брюсова.

#10
#5
Вторая секция получилась по-настоящему междисциплинарной — были затронуты аспекты пересечения визуального и аудиального, работа с текстом и пространством при создании фотокниг и эргодической литературы. Не обошлось и без новинок: Юрий Гик представил свою типологию бук арта, а Олег Корытов показал, как идет работа над специальным проектом Московского политехнического университета «Смелее мысли. Типографическая повесть об электромобильной мечте».
#8
#4
Завершил насыщенную программу конференции круглый стол «Как нам это называть? Терминология визуального нарратива», участники которого обсуждали термины книжной графики, которые в современных условиях претерпевают значительные семантические изменения.
147