Библиотека на перекрестке

#1

Шведский дневник

#2
Конечно, главное в любой конференции (и конгресс ИФЛА здесь не исключение) — это заседания секции и обсуждение докладов. Но все же, я считаю, что посещение библиотек, встречи с коллегами в разных странах необыкновенно интересны и полезны. Так что неслучайно в этом году Секция библиотек для детей и юношества начала свою работу с выездного заседания, т. е. визита в одну из публичных библиотек, находящуюся в пригороде Гётеборга — Мёльнлюке.

Визит этот был назначен на 9 утра, так что выезжать надо было ранехенько. И я подумала: что ж, хозяева решили прнинять нас пораньше, пока в библиотеке еще нет читателей, и сотрудники свободны.

Но, оказавшись на месте в 8:40, я к удивлению своему обнаружила, что библиотека уже работает! Нас провели по различным помещениям, и где бы мы ни открывали дверь — а помимо читальной зоны в этом здании было множество отдельных помещений и кабинетов для встреч, занятий, дискуссий и даже транцев и физкультуры! — всюду уже были люди. Кто они? Да местные жители. Библиотека находится в центре городка — рядом главные «властные структуры», и местные власти охотно проводят в библиотеке свои летучки и оперативки, а также различные семинары и встречи с гостями. Но не думайте, что библиотека стала таким филиалом горсовета! Отнюдь!
#3
#4
На доске объявлений при входе в библиотеку нет свободного места. Выбирайте — на свой вкус. Кажется: август время отпусков и каникул — ну кто станет сидеть в библиотеке? А на деле — наоборот! Горячие деньки не только на улице, но и в библиотеке. Специальная программа на время летних отпусков — на любой вкус! Можно записаться на самые разные курсы: садоводства и истории искусства, кулинарии и ландшафтного дизайна, балета (от грудничокв до пенсионеров со стажем) и йоги (тоже для всех возрастов), разнообразные (подчас довольно шумные) клубы для подростков, а рядом собираются те, кто хочет помочь сохранить природу родного края, и те, кто колесят по этому краю на велосипедах. Все эти программы работают в течение года. Но если у вас, увы, нет времени для регулярных занятий, то вы вполне можете пройти интенсивный курс во время отпуска — и, например, «подучить» иностранный язык, чтобы потом отправиться путешествовать. И эта форма самосовершенствования пользуется огромной популярностью — сама видела!
#5
Но в 9 утра в библиотеке были не только те, кто пришли на занятия. В читальной зоне тоже уже появились первые читатели. Кто-то приходит сюда почитать утречком свежую газету, кто-то — поискать нужную информацию, родители спешат с детишками в детскую зону где можно вместе и поиграть и почитать, как, впрочем, и отдохнуть, поскольку дети, освоившись, уже не дергают родителей, а занимают себя сами. 
#6
Постоянно примечала: всюду с детьми разгуливают и рассиживают именно папы — такая вот «шведская модель», в этой стране борцы за женское равноправие добились невероятных успехов, так что даже декретный отпуск вместо мамы может брать папа. Для тех же, кто спешит, библиотекари придумали «комплексное обслуживание» — несколько книжек, например, сказки про мишек, уже сложены в мешок — хватай и беги читать! Иногда в мешки кладут книжку, игрушку-персонажа и игру-паззл по этой книге. Как говорится: возможны варианты.
#8
Путешествуя по библиотеке, мы забрели в пустой отсек (комнатой это не назовешь, потому что дверей тут нет, а есть лишь небольшая перегородка) — компьютерный класс с выключенными машинами. На доске надпись «Мы ушли на каникулы, компьютеры отключены». Это класс для занятий учеников местной гимназии, объяснили нам.

#7
Оказалось, что гимназия находится прямо напротив библиотеки. Возможно, это и подтолкнуло обе стороны к решению установить тесное сотрудничество, а поскольку третья сторона, местные власти, за которыми в данной программе должно было быть решающее слово, тоже отнюдь не чужды библиотечных проблем, то решение нашлось оптимальное — бюджеты библиотек, принадлежащих разным ведомствам, были объединены. Публичная библиотека стала одновременно и библиотекой школьной, открыв полностью свои двери для педагогов и учащихся гимназии.

Чтобы полнее и оперативнее выполнять задачи, которые ставит образовательный процесс, школа направила в библиотеку трех библиотекарей, которые, получая зарплату и «рабочее задание» в школе, физически находятся в публичной библиотеке, выполняя всю необходимую для школы работу, а также сотрудничая с библиотекой-хозяйкой. Школьные библиотекари не только прекрасно знают ресурсы библиотеки публичной, но и способны дать профессиональную консультацию по любому вопросу: каждый из них отвечает за свою часть тем и предметов — психологию, естествозание, историю и пр. Школьники обращаются к ним за советом, когда готовят свои проектные задания. На школьные деньги был открыт и тот самый компьютерный класс, который мы видели. На школьные деньги покупается часть книг, необходимых для учащихся, но доступных и для остальных читателей.

В Мёльнлюке есть еще и начальные школы. Они имеют свои библиотеки, но их ученики тоже частые гости в публичной библиотеке. В школах проводятся специальные занятия по «пониманию прочитанного», учителя следят, чтобы дети не просто механически складывали буквы и слова, но и понимали суть, умели пересказать текст и оценить его. Такие занятия часто проводятся в библиотеке.

Конечно, не всем ученикам чтение дается легко. Для таких во ВСЕХ библиотеках Швеции есть специальные разделы, где собраны «Легкочитаемые книги», причем, не только детские. Трудности с чтением, могут быть ведь и у взрослых. Ощутить радость чтения, почувствтвать себя в библиотеке на равных с другими посетителями помогают специальные издания — книги с крупным шрифтом для слабовидящих, упрощенные пересказы для тех, кто легко путается в сложных текстах, аудиокниги, книги для читателей с самыми разными заболеваниями и проблемами. Для последних существуют так называемые «Яблочные полки». Они есть в большинстве библиотек. А также специальные компьютеры. Дислексия — серьезное заболевание, которое можно преодолеть, в том числе, и с помощью специальных курсов, которые проводятся в некоторых библиотеках.

Наш визит в библиотеку закончился в полдень. За это время мы успели не только осмотреть библиотеку, но и побывали на выставке в библиотечной художественной галерее, а потом отдохнули и обменялись впечатлениями в библиотечном кафе. Стоя на перекрестке — Вот удобнейшее положение для библиотеки! Все соседи на виду! — в ожидании автобуса мы смотрели, как в библиотеку спешили люди. Как к себе домой.

Разговор о сотрудничестве школьных и публичных библиотек был продолжен на совместном заседании двух секций — Секции библиотек для детей и юношества и Секции школьных библиотек. Большинство докладчиков рассказывало о том, как складывается сотрудничество библиотек, подчиненных разным ведомствам, в их странах.

«В современной ситуации, когда и публичные и школьные библиотеки все чаще страдают от сокращения финансирования, а то и находятся под угрозой закрытия, вопрос развития профессионального сотрудничества с целью более эффективного использования ресурсов, персонала и осуществления разнообразных программ и инициатив стоит как никогда остро», — так определила исходную позицию своего доклада на конференции Ида А. Джойнер из Питсбурга (США). Сама Ида Джойнер одновременно работает и в публичной библиотеке Карнеги в Питсбурге и в библиотеке школы Св.Бенедикта. Среди форм сотрудничества многое привычно и нам — экскурсии школьников, помощь в комплектовании (в том числе и передача части фонда из публичной библиотеки в школьную), предоставление доступа к различным электронным ресурсам. Такое сотрудничество на самом деле взаимовыгодное — школьная библиотека получает дополнительные возможности и ресурсы, а публичная верных читателей — школьников и их родителей.

Кристен Боелт из Дании рассказала, как в городе Колдинг попытались наладить сотрудничество публичных и школьных библиотек в рамках общегосударственной программы библиотечного сотрудничества. В данном случае речь не шла о физическом объединении библиотек, а лишь о возможности объединения их профессиональных программ с тем, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, которые, как вы понимаете, не увеличивались, а скорее, наоборот… Так вот, датские библиотекари решили, что часть их работы вполне можно (И даже нужно! Полезно!) объединить.

Почему бы не проводить совместно обучение персонала? Так мы заодно не только будем учиться новому, но и обмениваться накопленным опытом. А еще возможно создать единую систему комплектования и каталогизации (что уже, например, практикуется в нашей стране в системе ЦБС).

Результат проведенных мер — большая профессиональная осведомленность библиотекарей, ощутимое сокращение финансовых и трудозатрат, а главное — возникновение новых инициатив, осуществление которых возможно лишь на условиях партнерства и взаимопомощи.

В данном случае очень важно учитывать, что инициатива шла сверху, т. е. был изначально оговорен «паритет сторон», и, целью была не столько «оптимизация» бюджета, сколько желание повысить статус библиотек в сообществе. За последнее десятилетие в Дании число детей регулярно посещающих библиотеки значительно сократилось. Так что гланой целью национальной программы было именно объединение усилий для расширения ассортимента услуг, модернизации ресурсов, проведения привлекательных молодежных программ. Что ж, такие усилия разумны и достойны всяческого одобрения.

В Швеции ситуация со школьными библиотеками не самая радостная, признавались наши коллеги-хозяева конференции. Библиотеки есть отнюдь не во всех школах, а там, где они есть, увы, не всегда работают эффективно. И вот в городе Йевле решили развить программу обучения информационной грамотности, которая объединила бы усилия учителей, преподавателей информационных технологий и школьного библиотекаря. Главная и необходимейшая цель — научить детей учиться. Более того, информационная грамотность в школьной программе должна занять такое же основополагающее место, как и чтение, письмо и арифметика. Объединение ради выполнения общего дела — лучшая основа сотрудничества.

Если вышеупомянутые докладчики говорили, скорее, об объединении интеллектуальных ресурсов библиотек, то докладчики из штата Иллинойс (США) Уэйн Финли и Джоана Клювер рассказали, как в небольшом городке их штата была закрыта публичная библиотека, а ее функции были переданы библиотеке школьной. Докладчики всячески старались показать, что такой вариант вполне жизнеспособен, но все же, собравшиеся в аудитории профессионалы, понимали, что слияние это произошло не от хорошей жизни, и вопросов и сомнений было высказано немало: пойдут ли местные жители в школу, как в библиотеку — все же для них это «чужая территория»? Как они узнают о том, что публичная библиотека теперь в школе? Как они смогут получить информацию о программах библиотеки, обращенных к местному населению? Как доберутся до библиотеки, ведь прежняя библиотека находилась в центре города, а нынешняя — на окраине? Докладчики объясняли, что пришлось значительно увеличить свою работу по рекламе библиотечных услуг, чтобы местное население знало — где и как работает библиотека. Но, честно говоря, сомнения остались. Не каждый поедет из города на окраину, и уж точно не каждый решится переступить школьный порог, чтобы отыскать библиотеку. Хотя…

Впрочем, тут, возможно пришел бы на выручку шведский опыт: в Швеции многие библиотеки уже предоставляют многие свои ресурсы через свой сайт в интернете, куда вход для читателей осуществляется через пин-код на читательском билете. Так в Мёльнлюке на сайте библиотеке вы в любое время можете проверить, какие книги за вами числятся, готов ли заказ, а также познакомиться с новинками и советами «что почитать». Кроме того во многих библиотеках Швеции организована специальная служба доставки книг на дом для тех, кто не может по возрасту или состоянию здоровья сам добраться до библиотеки. Есть и замечательная служба библиобусов — но об этом в следующий раз.

Заседание секции закончилось живейшим обсуждением услышанного. Как строить профессиональное сотрудничество, чтобы оно было не только выгодно, но и приятно для всех? Как избежать того, что одна из библиотек-партнеров возьмет на себя руководящие функции и просто-напросто поглотит «партнера»? Стало ясно, что любая реорганизация обязательно должна основываться на предварительно разрнаботанных законодательных актах, учитывающих интересы ВСЕХ сторон.

А я не удержалась и добавила один простой рецепт из собственной практики. «Знаете, сказала я, мы всегда благодарим всех наших партнеров за сотрудничество. Посылаем им специальные письма, которые не только являются свидетельством нашей высокой оценки их вклада, но и служат для их начальников доказательством высокого профессионализма их сотрудников. Никогда не забывайте сказать «Спасибо!». «Верно», — закивали коллеги. И все согласились на том, что в деле сотрудничества нет мелочей.
0