Нет времени сходить в библиотеку? - Тогда мы едем к вам!

#1

Шведский дневник

#2
#3
Мы стали читать иначе. Вот что важно! Не меньше, как утверждают социологи, а именно иначе. Я уже давно это заметила, Но именно этим летом наиболее остро испытала «на собственной шкуре». Когда жара зашкалила за все возможные пределы, я, к счастью, была в отпуске на даче и надеялась поначалу спокойно отсидеться в тенёчке. Но постепенно почувствовала, что выбираться из сада даже в ближайший магазин — мука мученическая. Я решила жить отшельником. И всё бы не так плохо, но слишком быстро кончились книжки, отложенные «на лето». И читать стало почти нечего. Т.е., конечно, старые журналы и сосланная на дачу классика могли скрасить мои денёчки, но все же ощущение оторванности от жизни оставалось. Столько ведь было намечено прочитать, да все осталось в Москве, где-то там за дымами.

И тут-то меня Интернет, где я быстренько нашла себе достойное чтение. Скачала, подавив угрызения совести: ведь все эти электронные библиотеки — нелегальные, т. е. откровенно ворующие чужое авторство, чужие произведения. Но пока у нас не налажено нормальное использование «контента», я воспользовалась тем, что есть. Как и многие, очень многие. Оправдывая свое «пиратство» форсмажорными обстоятельствами. И читалось мне, надо сказать, не хуже чем, если бы я держала в руках обычную книгу.

Попутно мне вспомнилось, что когда-то в нашем подмосковном поселке было три библиотеки, и я в школьные годы была записана во все три. Теперь их и следа не найти.

И вот я задумалась, почему я, классический библиотечный читатель с огромным стажем, не пользуюсь публичными районными библиотеками? Дома книги хранить уже негде, да и не всякую книгу хранить стоит. Библиотека мне бы очень помогла! …будь она рядом с домом. Но до ближайшей от меня библиотеки надо ехать на автобусе и даже с пересадкой! Да и работают коллеги тогда же, когда и я. Нет, не найти мне время на подобные вылазки! Да и не только мне.

На одной из конференций ИФЛА я видела чудесный автомат по выдаче книг. Их надлежало ставить на станциях метро и электричек. Бросил монетку, выбрал книжку по списку — взял и поехал, читай в дороге на здоровье! Прочтешь — верни в такой же автоматик на другой станции. И получи назад залог. Вот такое обслуживание по мне!

А нынче получается, что современная наша библиотека для работающего человека не столько помощь, сколько обуза — трата времени, которого и так маловато. Конечно, в перспективе, мы научимся выдавать книги на дом по Интернету. А их создатели научатся выпускать электронные версии такого же высокого художественного качества как и бумажные книги. Но, уверена, что люди по-прежнему будут тянуться и к обычной «старой доброй» книге.

И вот о чем я мечтаю: вот бы эти книги приносили мне на дом — как заказы из магазина! Или пусть не на дом, но к дому — хотя бы в соседний сквер или даже к торговому центру, куда все равно каждую неделю захаживаешь. Помечтаем: раз или два в неделю приезжает в определенное время автобус «в места скопления населения» и — пожалуйста! — выбирай, что душе угодно. На следующей неделе вернешь прочитанное и возьмешь новое. Однако, считается, что библиоавтобусы — это для сельской местности. Да и там их нет!

А на самом деле в городах они нужны не меньше, если не больше. Ведь темп жизни у нас другой, и расстояния тоже. Так что если на селе до библиотеки еще дойти можно, то в большом городе — это уже не так просто.

Конечно, фантазировать можно сколько угодно, скажете вы. Но это не фантазии! Сама видела — так работают наши коллеги в других странах. Тихий университетский город Гейдельберг, знаменит своей философской школой, старинными замками и лесными парками. Я попала в этот город туристом. И вдруг среди достопримечательностей старины мой взгляд приковал странного вида автобус, припарковавшийся прямо в историческом центре на ратушной площади. На автобусе приветствие: «Встречаемся в библиобусе!» Это была мобильная библиотека! Автобус приехал ближе к вечеру. Встал на углу и распахнул двери — входи, пожалуйста! Хочешь — прямо тут же на месте читай. И не важно — турист ты или местный. Правда, чтобы получить книжку на дом, надо иметь читательский билет — общий для всех библиотек города. Если вы в городе проездом, вам он ни к чему. А если задержитесь на пару месяцев — пожалуйста, вас всюду запишут.
#4
#7
Библиобус — прекрасное изобретение. Настоящее интеллектуальное чудо! Именно чудо — еще и потому что встречается редко. Но вот в скандинавских странах эта практика очень развита. Сознавая социальную важность общедоступного библиотечного обслуживания, шведское правительство в 1970-е годы оплачивало половину стоимости затрат на приобретение библиоавтобусов для муниципалитетов. Благодаря этой поддержке библиобусы появились во всех коммунах Швеции.

На последнем конгрессе ИФЛА, проходившем в Швеции, к зданию конгресса подкатили несколько красочных автобусов-библиотек. Каждый, кто в них побывал, вспоминает это как сказку. Просто удивительно, сколько всего можно уместить-разместить в обычном автобусе и даже микроавтобусе!
#6
Здесь вам не только книги и журналы, но и книжная выставка, и аудиокниги, и диски. А не нашел, нужную книгу — тут же проверь в электронном каталоге, закажи и тебе привезут ее в следующий раз. Кажется, при таком обилии ресурсов в салоне должно быть тесновато — ничуть. Все продумано до мелочей, так что при желании, вы еще и кофейку здесь сможете выпить.
#17
Мы хотим, чтобы новый библиобус был не только местом выдачи книг, но и местом встреч, где за чашкой кофе можно обсудить прочитанное и получить добрый совет, что стоит почитать в будущем.
Моника Лембке
#8
«Мы хотим, чтобы новый библиобус был не только местом выдачи книг, но и местом встреч, где за чашкой кофе можно обсудить прочитанное и получить добрый совет, что стоит почитать в будущем», — рассказывает хозяйка новенького автобуса, пущенного в рейс в коммуне Вэрнму, Моника Лембке. — «Мы специально выбрали автобус побольше, и он служит не только библиотечным нуждам, а помогает при проведении фестивалей и муниципальных праздников. Мы старались, чтобы наш библиобус был многофункциональным. Смотрите: в задней части автобуса есть занавес — если его задернуть, то автобус превращается в театр!».
#9
Составление графика работы библиобуса — непростая задача. В целях рационализации пришлось отказаться от маленьких остановок, отдав предпочтение работе в наиболее популярных точках — зато там стоянки дольше. Часто библиотека на колесах открыта до позднего вечера, чтобы сюда успели заглянуть и те, кто вернулся после рабочего дня. Впрочем, у автобуса запланированы и остановки на крупнейших предприятиях — чтобы рабочие и служащие могли воспользоваться его услугами в свой обеденный перерыв. 
#10
«Всего автобус делает 59 (!) остановок в неделю — эта цифра включает и остановки в школах и детских садах, — продолжает рассказ Моника. — В неделю мы находимся в дороге 36 часов. Видите красную волнистую линию на боку автобуса? Она символизирует наш путь к читателю — он не прямой, но маршрут нами проложен выверенный до мелочей. А когда мы не в пути, то занимаемся комплектованием, оборудованием, ну, и уборкой, тоже».

При таком сложном маршруте и скоростном темпе жизни, конечно, важна реклама, информирующая население о чудо-возможностях. Позаботились и об этом. Каждый желающий может получить рекламку с указанием маршрута и расписанием стоянок на ближайшее полугодие. Такие листовочки есть в автобусе, есть в публичной библиотеке, в школах, в социальных службах — везде, где их могут прочесть местные жители.

Автобус спроектирован финской компанией Kiitokori Oy с учетом всех новейших технологий, но не в ущерб и обычному человеческому комфорту. Здесь не забыли и о мягком диване, и о широком окне, чтобы вы не чувствовали себя в замкнутом пространстве. И, разумеется, здесь предусмотрено специальное оборудование для инвалидов: подъемник для колясок, широкие проходы — в Скандинавии это в порядке вещей.
#18
#19
Что еще? Выкроена и каморка для персонала. Библиотекарь и водитель столько времени в дороге, им тоже нужен отдых. В крошечном кухонном уголке умещается и микроволновка, и кофеварка. Сиди себе пей кофеек и следи по монитору, что делается в салоне.

Что еще? «Вот, смотрите, — добавляет водитель, он же одновременно числится и помощником библиотекаря, — мотор-то у нас перенесен в заднюю часть, что позволило сделать пол с подогревом и сконструировать подъемник непосредственно у центральной входной двери! Техническая мысль поработала!»

Нет, невозможно все пересказать! Вот вам цифры, взятые мной из буклета:
#16
Итак, библиобус оснащен монитором заднего вида, системой климатконтроля, двумя генераторами на 220 вольт, подключением к Интернет, микроволновкой, холодильником, теплым полом, подъемником для инвалидных колясок, который «прячется» под полом, а также — индивидуальным рабочим местом для читателей с компьютером на 3 Гб, плюс тремя компьютерами и двумя принтерами, ксероксом, автоматом выдачи и приема книг и прочих материалов, телевизором, кофемашиной, туалетом. Все это умещается в автобус длиной 14,3 метра, весом в 18 тон и стоимостью 3,5 млн.евро.
#15
Конечно, этот автобус из Вэрнму — поездка в ХХI век. Но по миру кружат и старшие его коллеги — пусть менее роскошные, но столь же нужные и важные в нашей все убыстряющейся жизни. Они экономят наше время, улучшают нашу жизнь, раздвигают наши горизонты. За ними будущее.

0